Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией



Скачать 403.43 Kb.
страница1/4
Дата30.07.2018
Размер403.43 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

с организацией
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях формирования единообразной практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), содержащей ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего.

2. Контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться:

в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления необоснованных выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы;

в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства.

3. Методические рекомендации ориентированы на следующих лиц:

1) гражданин - бывший государственный (муниципальный) служащий (далее также - гражданин)1;

2) бывший представитель нанимателя (работодателя) - государственный орган, орган местного самоуправления, в котором гражданин замещал должность государственной (муниципальной) службы (далее также - государственный (муниципальный) орган);

3) новый работодатель - организация (коммерческая или некоммерческая, в том числе государственная корпорация, компания или публично-правовая компания), с которой гражданин планирует заключить, заключает или заключил трудовой или гражданско-правовой договор (далее также - организация).


II. Условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
4. Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), являются:

1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации2.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указ № 925) предусмотрены следующие должности, замещение которых влечет ограничения после увольнения с государственной (муниципальной) службы:

должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (далее - Указ № 557);

должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом № 557.

Пунктом 4 Указа № 925 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Принципиально важным для определения условий о распространении на гражданина ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, является установление факта нахождения должности, которую замещал гражданин по последнему месту службы при увольнении в соответствующем перечне, установленном Указом № 557, правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В этой связи рекомендуется обращать внимание на актуальность редакции перечня, содержащего соответствующую должность, на момент увольнения гражданина;



2) в должностные (служебные) обязанности гражданина входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией3, в которую он трудоустраивается.

Соответственно если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, то он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.



3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.

Период, в течение которого действуют установленные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчиваются через два года.

В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства.

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

Принятие решения о получении согласия комиссии осуществляется исходя из совокупности вышеуказанных условий.

5. Ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, распространяются на гражданина независимо от оснований его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

6. Не требуется дача согласия комиссии в следующих ситуациях:

- гражданин избирается или назначается на государственную (муниципальную) должность; переходит на государственную (муниципальную) службу в другой государственный (муниципальный) орган; поступает на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган; поступает на работу в государственное (муниципальное) казенное учреждение;

- гражданин не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления организацией.


III. Порядок направления гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обращения о даче согласия на трудоустройство
7. Для федеральных государственных служащих соответствующий порядок обращения регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее - Положение о комиссиях, Указ № 821).

Для граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, соответствующий порядок регламентируется субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (согласно пункту 8 Указа № 821 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов и руководствоваться Указом № 821 при разработке названных положений).

8. В соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в государственном (муниципальном) органе должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы (далее - обращение).

9. Обращение подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Обращение может быть направлено по почте с заказным уведомлением либо доставлено лично в государственный (муниципальный) орган.

10. В обращении указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства;

2) замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной (муниципальной) службы;

3) наименование коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать полное наименование организации согласно учредительным документам;

4) местонахождение коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать юридический адрес и адрес фактического места нахождения организации;

5) характер деятельности коммерческой (некоммерческой) организации. Основную деятельность организации рекомендуется указывать согласно учредительным документам;

6) должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной (муниципальной) службы. Указываются обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

7) функции по государственному, муниципальному (административному) управлению в отношении коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется подробно указывать, в чем заключались данные функции, а также уточнить при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным (муниципальным) служащим решения. Функции по государственному, муниципальному (административному) управлению должны осуществляться в отношении конкретной организации, в которую трудоустраивается бывший государственный (муниципальный) служащий.

8) вид договора (трудовой или гражданско-правовой);

9) предполагаемый срок действия договора (срочный либо заключенный на неопределенный срок). При заключении срочного договора указывается срок его действия, при заключении договора на неопределенный срок - дата начала его действия;

10) сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг) (предполагаемая сумма в рублях в течение месяца);

11) информация о намерении лично присутствовать на заседании комиссии (пункт 19 Положения о комиссиях).

11. За согласием на трудоустройство в комиссию может обратиться также государственный (муниципальный) служащий, планирующий свое увольнение (пункт 17.2 Положения о комиссиях). Такое обращение подлежит оформлению и рассмотрению комиссией в порядке, аналогичном рассмотрению обращения гражданина.
IV. Порядок рассмотрения обращения гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего о даче согласия на трудоустройство
12. Первоначальное рассмотрение обращения осуществляется в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

13. При подготовке мотивированного заключения в соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях должностные лица кадрового подразделения государственного (муниципального) органа имеют право проводить собеседование с государственным (муниципальным) служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

14. Согласно вышеназванному пункту Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

15. При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно данной организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должности и т.д.), предполагаемом круге обязанностей.

16. Направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации может быть организовано, например, в случае возникновения сомнений в достоверности информации содержащейся в обращении.

17. В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

18. В мотивированном заключении по итогам анализа содержащейся в обращении информации, а также иных сведений, полученных от гражданина, государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций, рекомендуется сделать вывод о возможности или невозможности дать согласие гражданину на трудоустройство с обоснованием причин такого вывода.

19. В ходе подготовки мотивированного заключения рекомендуется:

а) проанализировать функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, ранее осуществлявшиеся гражданином, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, необоснованных выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Например, решения:

- о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ;

- о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

о регистрации имущества и сделок с ним;

- о проведении государственной экспертизы и выдаче заключений;

- о подготовке и принятии решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

- об осуществлении государственного надзора и (или) контроля;

- о привлечении к ответственности;

б) установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно, и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, при соответствующем сопоставлении деятельности гражданина на государственной (муниципальной) службе с предстоящей работой в коммерческой (некоммерческой) организации необходимо исключить возможность трудоустройства гражданина в коммерческую (некоммерческую) организацию в качестве одной из мер вознаграждения за услуги, которые были оказаны им при замещении должности государственной (муниципальной) службы. Следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, сумму оплаты за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты за работы (услуги), явно отличающийся от среднеустановленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

20. В случае, если гражданин по последнему месту службы помимо последней должности государственной (муниципальной) службы замещал иные должности государственной (муниципальной) службы, находящиеся в соответствующем перечне, установленном Указом № 557, правовыми актами федеральных государственных (муниципальных) органов, его обращение рекомендуется рассмотреть, исходя из анализа деятельности по данным должностям на предмет осуществления отдельных функций по государственному, муниципальному (административному) управлению коммерческой (некоммерческой) организацией.

21. В случае, если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной (муниципальной) службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному, муниципальному (административному) управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения может быть сделан вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании комиссии. Об изложенном рекомендуется проинформировать гражданина.

22. В соответствии с пунктом 18 Положения о комиссиях председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного (муниципального) органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного (муниципального) органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 13 Положения о комиссиях (государственные (муниципальные) служащие, замещающие должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель обратившегося гражданина), принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

23. Под информацией, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в рассматриваемом случае понимается:

1) наличие соответствующего обращения гражданина;

2) мотивированное заключение подразделения кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, подготовленное на основании проведенной проверки (в случае если проверка проводилась) в соответствии с требованиями Положения о комиссиях, в котором содержатся выводы:

- о наличии отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления коммерческой (некоммерческой) организацией, входивших в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего;

- о возможности или невозможности дачи гражданину согласия на заключение трудового (гражданско-правового) договора с организацией.

24. С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина до заседания комиссии. Рекомендуется установить срок ознакомления за 1-2 дня до планируемого заседания комиссии.

V. Направление обращения в случае упразднения государственного (муниципального) органа, в котором гражданин замещал должность
25. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 03-01-01/08-176 «О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений» федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения могут быть ликвидированы с соблюдением требований статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

26. При этом регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

27. Согласно части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

28. В этой связи в период работы ликвидационной комиссии государственного (муниципального) органа гражданину рекомендуется представлять обращение о даче согласия в установленном порядке в упраздняемый государственный (муниципальный) орган.

29. После завершения работы ликвидационной комиссии государственного (муниципального) органа вышеназванные сведения следует направлять в государственный (муниципальный) орган, который является правопреемником упраздненного государственного (муниципально) органа.

30. В случае если функции упраздненного государственного (муниципального) органа распределены между несколькими правопреемниками (к примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), соответствующие сведения необходимо направлять в тот государственный (муниципальный) орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным (муниципальным) служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности государственной (муниципальной) службы.

Органам, являющимся правопреемниками упраздненных или ликвидированных организаций, в случае ошибочного поступления обращения гражданина о даче согласия либо уведомления организации о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего, рекомендуется направлять названные документы в надлежащий орган.

31. В случае, если ликвидация осуществляется без правопреемства заявление следует направлять в орган, которому переданы функции государственного, муниципального (административного) управления в соответствующей сфере.

32. При рассмотрении комиссией обращения гражданина анализируются, в том числе должностные обязанности, содержащиеся в должностном регламенте (должностной инструкции) государственного (муниципального) служащего.

33. Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) должностной регламент является одним из существенных условий служебного контракта.

34. В соответствии с частью 8 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ один экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему (далее - гражданский служащий), другой хранится в его личном деле.

35. Частью 6 статьи 36 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что при расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы личное дело гражданского служащего в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

36. Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации
от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» личные дела работников, в том числе государственных (муниципальных) служащих, относятся к типовым управленческим архивным документам, а срок их хранения составляет 75 лет.

37. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) указанные личные дела включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации.

38. В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона № 125-ФЗ при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

39. В этой связи при поступлении в государственный (муниципальный) орган, который является правопреемником другого государственного (муниципального) органа, соответствующего обращения гражданина необходимые материалы для анализа могут быть получены в соответствующем федеральном архиве.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница