Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году



страница1/14
Дата11.08.2018
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Е.В.Колесова, Е.В.Титов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по экологии

в 2009/2010 учебном году

Москва 2009


Оглавление

Введение
Проведение теоретического тура олимпиады


Содержание этапов составления тестовой задачи
Пример рекомендаций участникам олимпиады
Рекомендации жюри
Шкала для проверки конкурсных тестовых задач по экологии с обоснованием ответа
Примеры тестовых задач закрытого типа (без письменного обоснования ответа)
Примеры тестовых задач (с обоснования выбора ответа)
Проведение рефератного (предпроектного) тура
Шкала для оценки модели исследования
Примеры тем реферативного тура
Литература

Введение

Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Первый (школьный) этап олимпиады направлен на выявление учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих этапах олимпиады. Кроме того, олимпиада должна стать праздником для всей школы, не потеряв при этом своего воспитательного и обучающего характера.

Практика организации олимпиадного движения показывает, что глубина знаний старшеклассников в области экологии не позволяет использовать для проведения школьной олимпиады задания повышенной сложности. Учитывая это, организаторы олимпиады могут предложить учащимся задания, не выходящие за рамки учебного материала, изучаемого на уроках экологии и предметов естественнонаучного цикла, но и других школьных дисциплин, при возможности интеграции их содержания в экологическую олимпиаду. Однако не стоит забывать, что применение ординарных, посильных «средним» школьникам заданий может превратить олимпиаду школьников в очередную письменную проверочную работу по экологии, только в масштабе всей школы. В связи с этим необходимо разнообразить конкурсные мероприятия по форме и содержанию, насколько это возможно, и предусмотреть задания различной сложности.

Представляется, что на первом (школьном) этапе было бы целесообразно провести олимпиаду в один (теоретический) тур, включающий тестовые задачи, разработанные по учебникам и учебным пособиям, включённым в перечень учебной литературы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (учебники Н.М. Черновой с соавторами и В.В.Пасечника с соавторами).

Основу теоретического тура школьного этапа олимпиады составляют тестовые задачи, которые потребуют от конкурсантов, как воспроизведения теоретических знаний, так и умения проводить сравнительный анализ содержания вариантов ответов и его письменного изложения с обоснованием выбранного ответа. Выполнение заданий такого формата потребует от учащихся не только знаний понятийного аппарата экологии, но и умения оперировать («распоряжаться») собственными знаниями, анализировать содержание и объём понятий, находить общее и различное, внятно и аргументировано излагать свою позицию на бумаге, обращаясь к экологической фактологии.

Что касается второго, муниципального этапа, то здесь речь может идти уже о двух турах – теоретическом и конкурсе рефератов по экологии, на основе которых учащиеся в дальнейшем разрабатывают свои экологические проекты. Конкурс экологических рефератов как основа проектного тура третьего (регионального) и четвертого (заключительного) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии, нацелена на выявление исследовательской компетентности конкурсантов, важнейшим аспектом которой является умение моделировать содержание экологического исследования, формулируя его тему, определяя его цели и задачи, намечая гипотезу, обоснованно формируя инструментарий исследования, планируя экологические проекты по разрешению локальных экологических проблем. К участию во втором (реферативном) туре муниципального этапа рекомендуем привлекать не всех конкурсантов, а только тех, кто набрал определённое (проходное) количество баллов, количество которых устанавливается жюри.

Таким образом, на первом (школьном) и втором (муниципальном) этапах Всероссийской олимпиады участники знакомятся с правилами соревнований и приобретают опыт, который будет востребован для участия в третьем (региональном) и четвертом (заключительном) этапах при условии последовательного усложнения содержания олимпиады на каждом из её этапов.

Центральная предметно-методическая комиссия по экологии выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии, и желает успехов организаторам в их проведении. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу ekolesova@mail.ru в центральную предметно-методическую комиссию по экологии.

Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по экологии.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница