Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия



Скачать 85.85 Kb.
страница1/3
Дата24.01.2018
Размер85.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия




Занятие это основная форма организации учебной деятельности, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности ребёнка. Занятие является элементарной структурообразующей единицей образовательного процесса, на базе которого реализуется программа и отражается конкретный этап ее освоения.
Триединая цель занятия – заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут педагогом и ребенком в конце занятия.

Триединая цель вбирает в себя 3 аспекта:



  • познавательный;

  • воспитательный;

  • развивающий.

Познавательный аспект предполагает формирование у обучающихся знаний, умений, навыков.

Например:


  • усвоение понятий;

  • отработка навыков;

  • систематизация знаний по конкретной теме;

  • устранение пробелов в знаниях и т. д.

Воспитательный аспект предполагает формирование системы отношений к человеческим ценностям.

Например:


  • воспитание добросовестного отношения к труду;

  • формирование бережного отношения к природе

  • формирование способности видеть и ценить прекрасное в произведениях искусства;

  • воспитание честности, ответственности, чувства товарищества и т. д.

  • воспитание (развитие умений) брать инициативу, оказывать и принимать помощь.

Развивающий аспект связан с теми сферами личности, которые подлежат развитию:



  • речь;

  • мышление;

  • сенсорика;

  • двигательная сфера;

  • психические процессы и т.д.

Например:

  • развитие глазомера, ориентировки в пространстве;

  • развитие воображения и фантазии;

  • формирование умений выделять общие и существенные признаки, параметры сравнения и т.д.;

  • развитие мышечной памяти;

  • развитие умений принимать решения, принимать неудачи.

Воспитательный и развивающий аспекты цели занятия могут быть сформулированы одни и те же для нескольких занятий.
Содержание – это учебный материал, подлежащий усвоению обучающимися, он выступает в качестве материальной основы занятия. На базе содержания осуществляется вся учебная деятельность детей.
Структура содержания:

  • эмпирические знания (факт или система фактов);

  • теоретические знания (обобщенный результат общественно- исторического и научного познания мира, теории науки, идеи, идеалы, эстетические и моральные нормы);

  • конструктивно-творческие знания (задания, средства, направленные на формирование нравственных, эстетических чувств и творческого воображения; конструктивно–технический образ, отражаемый в виде моделей, схем, чертежей);

  • методы научного исследования и мышления (способы познавательной деятельности, методы развития интеллектуальных способностей);

  • практические знания (способы выполнения действия, правила выполнения, методы).


Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижения целей образования.

Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приёмов, видов познавательной самодеятельности обучающихся и способов управления познавательным процессом педагогом.


Классификации методов обучения:



I. По источникам знаний:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.


II. По степени взаимодействия педагога и обучающихся:

  • изложение;

  • беседа;

  • самостоятельная работа.


III. B зависимости от конкретных дидактических задач:

  • подготовка к восприятию;

  • объяснение;

  • закрепление материала;

  • повторение материала.


IV. По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия педагога в учебном процессе:

  • объяснительно–иллюстративный (репродуктивный);

  • проблемного изложения;

  • частично–поисковый (эвристический);

  • исследовательский.


V. По принципу расчленения или соединения знаний:

  • аналитический;

  • синтетический;

  • сравнительный;

  • обобщающий;

  • классификационный.


VI. По характеру движения мысли от незнания к знанию:

  • индуктивный;

  • дедуктивный;

  • традуктивный.


VII. По характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно–иллюстративный;

  • программированный;

  • эвристический;

  • проблемный;

  • модельный.


VIII. По характеру взаимодействия обучающихся между собой, педагогом и содержанием:

  • пассивные;

  • активные;

  • интерактивные.

Пассивные методы заключаются в повторении ребёнком заданного алгоритма деятельности.

Активные методы построены так, что усвоение содержания оказывается погруженным в общение, в обмен действиями и инициативами, т. е. в непосредственное взаимодействие (интеракцию) детей с педагогом и между собой.

Деятельность ребёнка, при использовании этих методов носит продуктивный, творческий характер.

К активным методам относятся:



  • групповая дискуссия;

  • метод “вживания в роль” (имитационные, дидактические, деловые игры, конкурсы);

  • метод проектов;

  • коллективное генерирование идей (“мозговая атака”) и др.

Интенсивные методы обучения означают организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами:



  • психологические тренинги;

  • проектные семинары;

  • погружение.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница