Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 22 пояснительная записка учебно-методический комплекс «История политических учений»



Скачать 256.1 Kb.
страница1/8
Дата01.03.2018
Размер256.1 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск 2011

При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12

Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6


СОДЕРЖАНИЕ


Содержание семинаров 15

Семинар 1. Учение Платона о государстве 15

Семинар 2. Аристотель и его «Политика» 15

Семинар 3. Политические учения Западной Европы в средние века. 16

Семинар 4. Политические учения Западной Европы в период Возрождения и Реформации. 17

Семинар 5. Политические учения эпохи буржуазных революций в Европе.. 17

Семинар 6. Политические взгляды представителей немецкой классической философии. 18

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс «История политических учений» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.

В данном курсе освещаются следующие основные проблемы: критерии оценки политических доктрин; становление и развитие политической идеологии; политические идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические учения Нового времени; теория разделения властей; ранний социализм; политические учения в России; политические учения Канта и Гегеля; либеральные политические доктрины; социалистические политические теории; марксистские политические учения; основные политические учения второй половины XIX века Требования к знаниям и умениям студентов по учебной дисциплине:

Студент, ознакомившись с курсом истории политических учений, освоит: системную периодизацию истории политических учений и основные направления развития политической теории в России и за рубежом; основные положения фундаментальных политических теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической мысли.

Студент научится: аналитически представлять содержание важнейших политических концепций, оценивать их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания политических явлений; прослеживать истоки возникновения и развития политической теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями; владеть понятийным аппаратом истории политических учений.

Студент получит навыки:

комплексного подхода к оценке истории развития политических школ, научных направлений, отдельных теорий; самостоятельной постановки локальной исследовательской политической проблемы; работы с основными видами источников по истории политических учений.



Цель и задачи изучения дисциплины:

Целью настоящей дисциплины является демонстрация закономерностей развития полической идеологии в ее историческом аспекте, изложение наиболее влиятельных концепций государства, а также формирование у студентов теоретического мышления и исторического сознания, направленного на выработку определенных форм и методов анализа политических доктрин.

Достижение указанной цели связано с решением ряда исследовательских задач, среди которых важнейшее место занимают следующие:

• определение структурных элементов политической теории;

• установление системы связей политической теории с исторической обстановкой и интересами социальных групп;

• изучение круга мировоззренческих представлений и идей, лежащих в основе политической теории;

• исследование теоретического и социально-практического содержания политических теорий и определение степени их влияния на дальнейшее развитие политической мысли.

Курс истории политических учений традиционно рассматривается

в рамках периодизации исторического процесса, где для каждой эпохи характерны свои тенденции и закономерности. Итогом изучения курса является формирование у студента навыков независимого исторического мышления, самостоятельного осмысления, анализа и квалифицированной критики политических доктрин прошлого и настоящего.

Основные методики и приемы изложения и усвоения курса истории политических учений включают в себя:



  • проблемное изложение теоретического лекционного материала;

  • дискуссионное изложение вопросов семинаров;

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • оперативный контроль и самоконтроль знаний;

  • написание и защиту контрольной работы;

  • изучение первоисточников, произведений классиков политической мысли, статей и публикаций в научных журналах;

  • итоговый контроль в форме зачета.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения отделение


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6




ДЕ I

Тема 1. Введение в историю политических учений

10

2

2




8

Тема 2. Политические учения Древнего Китая и Древней Индии

10

2

2




8

Тема 3. Политические учения Древней Греции

14

6

2

4

8

Тема 4. Политическая мысль Древнего Рима

10

2

2




8

Тема 5. Политические учения в Западной Европе в средние века

10

2




2

8

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ II

Тема 6. Политические учения в Западной Европе в период Возрождения и Реформации.

9

2




2

7

Тема 7. Учение о политическом государстве и гражданском обществе Т. Гоббса и Дж. Локка

9

2

2




7

Тема 8. Политические учения во Франции в период Просвещения и буржуазной революции конца XVIII в.

9

2




2

7

Тема 9. Политические взгляды представителей немецкой классической философии.

11

4

2

2

7

Тема 10. Политические учения в России в XI-XVI вв.

9

2




2

7

Тема 11. Политическая социология второй половины XIX – начала XX вв.

9

2

2




7

Итоговый контроль

зачет

Итого часов

110

28

14

14

82

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I.
Тема 1. Введение в историю политических учений.
Аудиторное изучение: Происхождение и развитие политических учений. Политическое учение в системе политического и научного знания. Соотношение политического учения и политической идеологии. Политическое учение, политические взгляды и политические программы. Наиболее известные типологии политических учений. Методы истории политических учений. Общая периодизация истории политических учений. Структура курса истории политических учений.

Самостоятельное изучение: Роль масс, политических деятелей, политических идеологов и свободных философов (учёных) в развитии политических учений. Теоретико-познавательный и прагматический аспекты политических учений. Причины многообразия и эволюции политических учений.
Тема 2. Политические учения Древнего Китая и Древней Индии
Аудиторное изучение: Политические учения в древней Индии. Специфика политических традиций буддизма и брахманизма (индуизма) Политическая мысль Древнего Китая. Идеология даосизма и теория недеяния во взглядах китайского мудреца VI в. до н. э. Лао-цзы. Взгляды Конфуция на государство и законы. Школа моистов (Мо-цзы) и учение легизма (Шао-Ян) о морали, политике и власти; предлагаемые ими экономические и политические реформы.

Самостоятельное изучение: Мифологическое сознание. Отражение политических реалий в мифах древних народов. Проблема происхождения государства и права в мифологии. Политичесая терминология в древней Индии. Основные категории конфуцианства: понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Тема 3. Политические учения Древней Греции.
Аудиторное изучение: Общие черты полисной жизни и единые теоретические подходы к политическим проблемам древнегреческих мыслителей. Материалистические подходы Демокрита к проблеме происхождения государства и сущности человека; гениальная догадка об атомарном строении окружающих предметов. Политические и правовые идеи софистов. Старшие и младшие софисты. Сократ о формах правления и принципах разумного государственного управления. Своеобразное отношение Сократа к религии и богу. Учение Платона о государстве и праве. Вопросы происхождения государства и классификации форм правления. Идеальный политический строй в произведениях Платона «Государство» и «Законы». Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Аристотель о формах политической жизни, закономерностях их развития и смены, о причинах государственных переворотов.

Самостоятельное изучение: Материалистические подходы Демокрита к проблеме происхождения государства и сущности человека; гениальная догадка об атомарном строении окружающих предметов. Политичекая теория Полибия. Полибий о круговороте государственных форм в рамках замкнутого цикла.
Тема 4. Политические учения Древнего Рима.
Аудиторное изучение: Политическая и правовая теория Цицерона. Цицерон о причинах возникновения государства, его задачах и формах. Естественные и человеческие законы. Теория идеального гражданина. Политические идеи римских стоиков. Проблема происхождения и сущности права в стоицизме. Учение Эпикура о договорном характере права.

Самостоятельное изучение: Общая характеристика исторической обстановки в Риме II–I вв. до н. э. Кризис Римской республики и полисной системы; отражение новых явлений политической и социальной жизни в развитии теоретических представлений о государстве.
Тема 5. Политические учения в Западной Европе в средние века
Аудиторное изучение: Учение Аврелия Августина. Учение о грехе и божьей благодати, о государстве земном и государстве божьем. Фома Аквинский о сущности государства и права, о соотношении церкви и государства, о законе и его видах. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве. Марсилий Падуанский о происхождении государства, о светской власти. Принцип свободы совести.

Самостоятельное изучение: Особенности средневековой политической культуры, ее отношения к античности. Проблемы государства и права в теологическом мировоззрении средних веков. Политическое значение средневековых ересей. Переход от теократической идеи к проторенессансным и предреформационным теориям.
ДЕ II.
Тема 6. Политические учения в Западной Европе в период Возрождения и Реформации.
Аудиторное изучение: Учение Н. Макиавелли о государстве и политике. Соотношение политики и морали в его доктрине. Н. Макиавелли о сущности и формах государства, о задачах и средствах политики. Макиавеллизм. Политические и правовые идеи Реформации. Политические воззрения М. Лютера – идеолога бюргерской реформации в Германии. Политическая программа Т. Мюнцера. Политическая идеология утопического социализма. Идеальный государственный строй в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы.

Самостоятельное изучение: Общая характеристика политической идеологии Возрождения XV–XVI вв. Становление политического мировоззрения буржуазии. Учение Ж. Бодена о суверенитете государственной власти и о формах государства. Влияние естественной среды на характер народов и формы правления.
Тема 7. Учение о политическом государстве и гражданском обществе Т. Гоббса и Дж.Локка.
Аудиторное изучение: Причины общественного запроса гражданского порядка. Понятия “естественное состояние”, “естественный разум”, “естественный закон”, “общественный договор”. Представление Гоббса об обществе (гражданской общине) как об искусственном образовании. Проблема народного суверенитета и понимание задач государственной власти. Отождествление гражданского общества и государства; конструирование абсолютной монархии и надстраивание права над моралью.

Локковская концепция человека и дедукция понятий власти и права. Человек как “владелец собственной личности” и трудовая теория собственности. Различение между властью естественной и властью политической; власть отцовская и гражданская. Локковское понимание общественного договора; понятие гражданского (политического) сообщества и обоснование его необходимости; государство как “независимое сообщество”. Локк о правовых границах власти, о функциональном разделении, объединении и соподчинении законодательной, исполнительной и федеративной властей.



Самостоятельное изучение: Гоббс об ограничении властного произвола естественным законом (принципом свободы) и благом подданных как высшей целью государя. Локковская “институционализация” гражданской свободы. Переход к понятию направленности исторического процесса; конкретизация понятия гражданской свободы на этой основе.
Тема 8. Политические учения во Франции в период Просвещения и буржуазной революции конца XVIII в.
Аудиторное изучение: Общая характеристика идеологии просветительства. Критика неограниченной авторитарной власти. Политические воззрения Вольтера. Критика католической церкви, взгляды на происхождение и формы государства. Идеал создания системы политических противовесов в рамках властных отношений. Свобода и равенство перед законом; правовой идеал и презумпция невиновности. Народный суверенитет как источник нормативности права и представительная система.

Основные идеи труда Монтескье “О духе законов”. Проблема генезиса общества и понятие политического закона. Учение о формах правления и соответствующих им “принципах”. “Дух законов”; политический строй и “дух торговли”. Учение о федеративном государстве (“обществе обществ”). Принцип разделения властей и критерии правового государства. Понятие политической свободы. Политическая свобода как стандарт государственного устройства и мера оценки прогресса общества. Евроцентризм и историцизм в концепции Монтескье.

Понятие “естественное состояние” у Руссо. Руссо о двух уровнях свободы и политического сознания: свобода “ассоциированного субъекта” (народа) и свобода личности; человек как гражданин и как подданный. Учение о неотчуждаемости всеобщей свободы и народного суверенитета. Проблема самовыражения народной воли и соотношение средств ее выражения - постоянного референдума и выдающегося законодателя. Учение Руссо о ветвях власти и формах правления; значимость федеративного устройства государства.

Самостоятельное изучение: Политические идеи французского утопического социализма XVIII в. (Мелье, Морелли, Мабли). Особенности политической теории якобинцев. Робеспьер о неограниченности суверенитета народа и принципах революционного правления. Политические взгляды Г. Бабёфа и его программа преобразования общества. «Заговор во имя равенства».
Тема 9. Политические взгляды представителей немецкой классической философии.
Аудиторное изучение: Критическая философия Канта и основные мировоззренческие и методологические установки “Метафизических начал учения о праве”. Априорное понятие. Мораль и право. Учение о государстве и разделении властей. Понятие суверена применительно к автократии (аристокра­тии) и демократии. Суверенитет естественной и гражданской личности.

Особенности гегелевского метода исследования социально-политической жизни. Гегелевский историзм и критика абстрактно-атомистического понимания общественной жизни, теории общественного договора. Гегель как “консервативный либерал”. Трансформация кантовского принципа нравственной автономии и политико-правового суверенитета личности в “Философии права”: учение об объективированной свободе, различение морали и нравственности, субъективного мотива и обязанности. Критика Гегелем “лицемерия”: предупреждение об опасностях тоталитарных установок мышления. Гегелевский социологизм: семья, гражданское общество и государство.

Гражданское общество - система функциональных зависимостей и нравственных обязанностей в рамках производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Разделение труда, дифференциация и возвышение потребностей как тенденции развития гражданского общества. Культура гражданского общества.). Социальная структура гражданского общества, формальное, юридическое равенство и имущественное расслоение.

Самостоятельное изучение: Концепция правовой справедливости у Канта. Кантовская концепция нравственной автономии человека. Принципы строгого права как принципы государственного доверия к моральной автономии человека. Справедливость как правовое требование. Демократия как единственный “правовой строй в подлинном смысле этого слова”. Правовая справедливость и социальный прогресс. Учение о вечном мире как высшей цели политики. История как прогресс свободы.

Государство в политическом учении Гегеля. Государственное устройство. Церковь и государство; критика “фанатизма” и теократической идеи. Анализ общественного мнения. Внешний суверенитет государства. Война как способ разрешения межгосударственных противоречий и международное право. Противоположность между моралью и. История - процесс саморазвертывания мирового духа. Спекулятивно-моралистический аспект “Философии права”.


Тема 10. Политические учения в России в XI-XVI вв.
Аудиторное изучение: Становление и развитие древнерусской политической мысли XI–XIV вв.: представления о статусе верховной власти, моральном облике великого князя, соотношении законопослушного и нравственного поведения человека в обществе. Возникновение политической доктрины самодержавия в период образования Русского централизованного государства. Теория «Москва – третий Рим». Политическая программа И. С. Пересветова в контексте проблемы соотношения самодержавия и самовластия.

Самостоятельное изучение: Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским: два пути формирования самодержавной власти.
Тема 11. Политическая социология второй половины XIX – начала XX вв.
Аудиторное изучение: Исследование феномена политики М.Вебером: анализ властных отношений и описание субъектов политической деятельности. Личность, общество и политика в социологии Э.Дюркгейма. Политическая социология В.Парето: критика идеологии и концепция круговорота элит как исследование механизма власти. Х.Ортега-и-Гассет о либеральной демократии и судьбе западноевропейской цивилизации: характеристика массы и проблема насилия; тенденция к примитивизации как фактор политики; понятие “выбор” и элитарная ориентация; перспектива единой Европы.

Самостоятельное изучение: Позитивистская методология в понимании социально-политической жизни, О.Конт и Г.Спенсер. Возникновение на основе политической философии и социологии политологии, “традиционная” и “новая” политическая наука.


Каталог: public -> uploads
uploads -> Учебно-методический комплекс по дисциплине деловые коммуникации специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
uploads -> Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность 080801. 65 Прикладная информатика (в экономике)
uploads -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по философии
uploads -> Учебный план по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины политология специальность 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии
uploads -> Психология личности
uploads -> Отчет по учебному предприятию группы 1206


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница