Методические рекомендации по организации воспитательной работы



Скачать 169.5 Kb.
страница1/9
Дата06.01.2018
Размер169.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Методические рекомендации по организации воспитательной работы

«Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования»

Актуальность проблемы формирования воспитательного пространства в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее – ОУ НПО (СПО) определяется необходимостью удовлетворения государственного заказа на подготовку конкурентноспособного специалиста среднего звена.

В связи с возросшей конкуренцией на рынке труда к выпускникам образовательных учреждений профессионального образования предъявляются высокие требования. Работодателя интересуют не только профессиональные знания и умения специалиста, но и его личные качества: коммуникабельность, воспитанность, дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде. Успешность будущей профессиональной деятельности обучающихся во многом зависит от степени их социальной и профессиональной адаптации в обществе, уровня мотивации к учебно-профессиональной деятельности. И, конечно же, от готовности и способности студентов (учащихся) к постоянному совершенствованию, социальной и профессиональной мобильности.

Современное производство заинтересовано в специалисте, который обладает в равной степени и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, и общими компетенциями, включающими способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, анализировать производственную ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Таким образом, с одной стороны, обучение в учреждениях профессионального образования – это подготовка высококвалифицированного специалиста, с другой – гражданина, отличающегося социальной активностью, способного принимать ответственные решения, обладающего общей культурой. Зачастую именно личные качества становятся решающими при приеме на работу молодого специалиста, поэтому обеспечение эффективности воспитательной работы со студентами (учащимися) ОУ НПО (СПО) - одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования.

Воспитательный процесс в образовательных учреждениях профессионального образования имеет свою специфику. Прежде всего, его цели и задачи учитывают психологические особенности юношеского возраста: стремление к самостоятельности, самоопределению, поиск своей индивидуальности и др. В содержательном плане воспитание в профессиональном образовательном учреждении направлено на решение задач социальной и профессиональной адаптации, формирование профессиональных качеств и качеств гражданина, развитие мотивации к учебно-профессиональной деятельности, лидерских качеств, умение вести здоровый образ жизни.

Современное состояние воспитательной среды в учреждениях профессионального образования имеет ряд проблем, препятствующих формированию воспитательного пространства:


  • отсутствие систематического психолого-педагогического мониторинга воспитательного процесса и изменений личности обучающегося (его потребностей, ценностей и мотиваций);

  • недостаточное развитие студенческого (ученического) самоуправления и условий, способствующих творческой активности и самостоятельности молодежи;

  • слабое владение педагогами активными формами и методами воспитательной работы с обучающимися и др.

Без преодоления недостатков невозможно рассчитывать на создание реального, эффективного воспитательного пространства, позволяющего органично включать в него весь коллектив: и обучающихся и педагогов. Для этого необходим активный поиск новых форм, методов и содержания воспитательной работы в соответствии с требованиями, отраженными в Федеральных государственных образовательных стандартах по профессиям и специальностям:

  1. Создание молодежных объединений, занимающихся волонтерской деятельностью и социально значимыми делами, развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой (ученической) самоорганизации.

  2. Создание объединений дополнительного образования в учреждениях профессионального образования, способствующих росту числа обучающихся, включенных в занятия различными видами творчества во внеурочное время.

  3. Развитие музеев образовательных учреждений, посвященных истории профессий и производств.

Цель воспитательной деятельности  создание условий для развития личностных качеств обучающихся, необходимых в современном обществе.

Поставленная цель достигается посредством реализации следующих задач:



  • выявление ресурсов, обеспечивающих воспитательную деятельность учреждения профессионального образования;

  • определение механизмов управления воспитательной деятельностью в ОУ НПО (СПО);

  • выявление приоритетных качеств развития личности обучающегося;

  • определение направлений воспитательной деятельности, способствующих развитию личностных, социальных и профессиональных качеств обучающихся;

  • разработка схемы взаимодействия субъектов воспитательной деятельности в ОУ НПО (СПО);

  • разработка мониторинга эффективности воспитательной деятельности в учреждениях НПО (СПО);

  • мотивированность всех субъектов образовательного пространства на эффективную организацию воспитательной деятельности.

Ожидаемыми результатами будут:

  • повышение эффективности воспитательной деятельности образовательных учреждений через использование оптимальных условий, грамотного ресурсного обеспечения и достаточной полноты содержания воспитательной деятельности;

  • высокая степень сформированности личностных качеств обучающихся учреждений профессионального образования.

В соответствии с поставленными задачами образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования необходимо разработать Программу воспитания, которая должна содержать:

  • аналитическое обоснование;

  • цели и задачи;

  • определение средств достижения цели;

  • основные направления, формы и методы воспитания студенческой (учащейся) молодежи с учетом особенностей, потребностей и интересов юношей и девушек, возможностей и специфики образовательного учреждения;

  • механизм реализации;

  • планирование действий, мероприятий и событий, обеспечивающих ее достижение в установленные сроки, указание на ответственных исполнителей;

  • критерии результативности воспитательной деятельности, положенные в основу мониторинга качества процесса воспитания, предполагающие выявление положительной динамики, как в качестве процесса воспитания, так и в его результатах (личностного роста студентов (учащихся);

  • приложения.

В целях реализации Программы воспитания в ОУ НПО (СПО) разрабатывается, принимается и утверждается приказом директора план воспитательной работы учреждения на учебный год, который включает:

  • мероприятия по реализации основных направлений воспитания студентов (учащихся);

  • сроки, место проведения мероприятий;

  • участников и лиц, ответственных за их проведение;

  • организации, с которыми взаимодействует ОУ НПО (СПО) по проведению мероприятий.

При планировании воспитательной работы обращаем внимание руководителей и педагогических работников на необходимость использования эффективных и содержательных мероприятий воспитательного характера, а не на их количество.

В ОУ НПО (СПО) особое внимание необходимо уделить научно-методическому обеспечению Программы воспитания, которое включает в себя:



  • планирующую документацию:

    • план воспитательной работы по основным направлениям деятельности;

    • план работы социально-педагогической и психологической службы;

    • планы работы специалистов, осуществляющих воспитательный процесс (классные руководители, мастера производственного обучения, педагоги-организаторы, социальные педагоги, воспитатели общежития, библиотекари и др.).

В содержании плана воспитательной работы необходимо предусмотреть, следующие разделы:

  • аналитическая деятельность

  • методическая деятельность

  • воспитательные мероприятия с обучающимися (по направлениям деятельности)

  • организационная деятельность

  • контроль и руководство

  • работа с родителями (законными представителями).

Формы планов могут быть разными, в зависимости от подхода, традиций, личного опыта педагогов. Целесообразно использовать ту структуру, которая в наибольшей мере обеспечивает эффективность реализации плана.

  • методическую документацию, к которой относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма;

  • учебно-методические пособия, к которым относятся издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые необходимы для реализации Программы воспитания и изложены в форме, удобной для организации воспитательного процесса, и учитывающие возрастные особенности студентов (учащихся);

  • информационно-методические материалы. К ним относятся материалы, содержащие статистическую и аналитическую информацию о реализации Программы воспитания, методические материалы по организации воспитательных мероприятий.

В ОУ НПО (СПО) необходимо совершенствовать информационно-аналитическую деятельность.

Основой для планирования воспитательной работы на учебный год является анализ работы за предшествующий, который включает:



  • общую оценку результатов работы по основным направлениям воспитательной работы ОУ НПО (СПО) (структурных подразделений, специалистов социально-педагогической и психологической службы и др.) в соответствии с поставленными целями и задачами и с учетом данных мониторинга воспитательной работы;

  • сведения обобщающего характера (участие студентов (учащихся) в районных, краевых мероприятиях; деятельность органов студенческого самоуправления, подготовка молодежных лидеров);

  • общие выводы, проблемы и перспективы работы на следующий учебный год.

Каждому педагогическому работнику учреждения необходимо осуществлять оценку результатов (как положительных, так и отрицательных) выполнения планов воспитательной работы и отражать это в аналитических отчетах.

Принципы педагогического анализа – научность, конкретность, объективность, системный и комплексный подходы, принцип детерминизма и развития.

Виды педагогического анализа – оперативный, текущий; тематический и итоговый.

Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.



При этом:

  • выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

  • анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе;

  • выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего его совершенствования;

  • определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности студентов (учащихся), отношений в коллективе.

Деятельность ОУ НПО (СПО) в сфере воспитания предполагает не только постановку цели и ее достижение, но и управление через систему контроля и обратной связи.


Каталог: images -> metod kopilka
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
metod kopilka -> Статья: Требования к современному уроку обществознания в свете фгос / Абашкина О. А., методист мбоу до «нимц»
metod kopilka -> Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования
metod kopilka -> Проектная деятельность
metod kopilka -> Методические рекомендации «организация совместной деятельности взрослого и ребёнка в семейной дошкольной группе»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница