Методические рекомендации по организации в муниципальных образованиях разъяснительной работы среди населения с целью противодействия проявлениям религиозного экстремизма



страница1/4
Дата10.07.2018
Размер96 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

Методические рекомендации по организации в муниципальных образованиях разъяснительной работы среди населения с целью противодействия проявлениям религиозного экстремизма, предупреждения вовлечения населения в деятельность

деструктивных культов и тоталитарных сект
Проявления экстремизма угрожают национальной безопасности и государственной целостности страны, создавая нездоровую обстановку в межнациональном и межконфессиональном общении страны. Экстремизм во всех своих проявлениях посягает на закрепленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.

Обеспечение межконфессионального и межнационального мира между народами, населяющими республику, является приоритетом государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере духовно-нравственного здоровья общества.

Участие в профилактике экстремизма, минимизация последствий проявлений экстремизма в границах муниципального образования Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 отнесены к вопросам местного значения.


I. Основные положения

Эффективность и возможность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления.



«Экстремистская деятельность (экстремизм):

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг» (из статьи 1, Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности»).

В частности, религиозный экстремизм - возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной или принадлежности или отношения к религии.

Также под религиозным экстремизмом понимают тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимся традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении.

Религиозный экстремизм представлен течениями, возникшими:

1. внутри определенной конфессии в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм (к примеру, ваххабизм в исламе);

2. вне сложившихся конфессий в результате синкретизации разных вероучений или создания новой доктрины (АУМ Синрикё).

С точки зрения целей различают два основных типа религиозного экстремизма – внутриконфессионально ориентированный и социально ориентированный. Первый тип сводит свои цели к конфронтации со сложившейся вероучительной, культовой практикой или с религиозными институтами (например, с развившимся в позднем исламе культом святых, пророков; со сложившейся в христианстве церковной иерархией). Второй тип предусматривает религиозные силы в качестве силы, направленной на радикальное преображение личности и общества.

Течения внутриконфессионально ориентированного религиозного экстремизма, столкнувшись с сопротивлением религиозной и светской власти, обычно эволюционируют в направлении социальной радикализации и превращаются в движения социального протеста и преобразования. В достижении своих целей религиозный экстремизм прибегает к средствам, стоящим за гранью сложившихся общепринятых норм; правовой нигилизм, пренебрежение к религиозным и светским установлениям и институтам – характерные черты религиозного экстремизма.

Стремление религиозного экстремизма к достижению радикальных целей нелегитимными средствами провоцирует внутри религиозной системы и в обществе острые конфликты, зачастую перерастающие в акты насилия и войны. Следствием религиозного экстремизма в религиозной жизни является конфронтация внутри конфессии, которая приводит либо к подавлению радикального течения, либо к компромиссу с ним и возникновению реформированной религии, либо к расколу и появлению нового религиозного движения. Нередко деятельность религиозного экстремизма ведет к возникновению и росту межконфессиональной розни.

В общественной жизни следствием религиозного экстремизма является социальная напряженность, которая разрешается либо добровольным или вынужденным отказом экстремистских групп от радикальных программ преобразования общества, либо компромиссом с экстремистами и социальными реформами, либо в редких случаях победы религиозного экстремизма путем клерикализации общества.

Потенциал экстремизма в разных религиях имеет разные величины. В тех случаях, когда деструктивные свойства личностей харизматиков, социально-политический или этнический радикализм религиозного сообщества приобретают доминирующее значение, возникает вероучение и практика религиозного экстремизма.

В зависимости от основной направленности выделяются виды религиозного экстремизма, обращенные:


  1. на глубокую деформацию конфессии (внутриконфессиональный религиозный экстремизм);

  2. на устранение нелегитимными, насильственными способами иных конфессий (иноконфессиональный религиозный экстремизм);

  3. на деструктивную трансформацию личности (личностно-ориентированный религиозный экстремизм);

  4. на радикальное преобразование этноса и межэтнических отношений, подавление чужих этнорелигиозных групп (этнорелигиозный религиозный экстремизм);

  5. на изменение правовой системы государства и межгосударственных отношений (религиозно-политический экстремизм);

  6. на трансформацию социально-экономической системы (социальный религиозный экстремизм).

В реальной практике виды религиозного экстремизма синкретизируются.

В соответствии с важнейшими международными документами (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод) границей свободы совести (права каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, включая право иметь, менять, распространять как религиозные так и не религиозные убеждения) служат права и свободы других людей, а также ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.



Тоталитарные секты и деструктивные культы - наименование некоторых религиозных организаций (главным образом новых религиозных движений), признаками которых являются:

сокрытие своих истинных целей;

использование обманных средств вовлечения в организацию (вербовка);

жесткие авторитарные структуры, включающие слепое подчинение лидеру или организации;

контролирование сознания человека (в т.ч. посредством специальных психотехник);

регламентация всех сторон жизни человека (зомбирование).

Деструктивное религиозное объединение - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а так же к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществе в целом, практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.

В российском законодательстве не существует юридического определения понятий «секта» и «тоталитарная секта», «деструктивный культ», однако в законодательных актах и судебной практике зафиксировано, что деятельность религиозного объединения может быть запрещена в судебном порядке из-за нанесения ущерба обществу и личности.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно статье 14 данного закона основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма, определении конкретных мер и действий, направленных на профилактику, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница