Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского открытого интернет-урока «День единых действий по информированию детей и молодежи о профилактике вич-инфекции «знание ответственность здоровье»



Скачать 423.39 Kb.
страница1/10
Дата26.01.2018
Размер423.39 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования и науки Российской Федерации



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению Всероссийского открытого интернет-урока «День единых действий по информированию детей и молодежи о профилактике ВИЧ-инфекции

«ЗНАНИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗДОРОВЬЕ»

в рамках Всероссийской акции по профилактике ВИЧ инфекции у детей и молодежи «СТОП ВИЧ/СПИД!»,

приуроченного к Всемирному Дню борьбы со СПИДом


Москва 2017

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………. 3

Актуальность проведения Интернет-урока ..………………………………………. 7

Нормативно-правовые основания проведения интернет-урока ………….……....13

Концептуальные основания проведения интернет-урока …………………...……16

Методологические принципы реализации Интернет-урока ………..............…… 19

Основные дидактические единицы, рекомендуемые для включения в содержание Интернет-урока………………………………………………….………………,,,.… 25

Методы проведения Интернет-урока ……………………………………………,,.. 26

Формы проведения Интернет-урока………………..…………………………...…. 29

Организация и проведение Всероссийского Интернет-урока ………………....,… 30

Организация и проведение интерактивной части Интернет-урока….…………… 31




Введение

Высокие темпы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации диктуют необходимость повышения интенсивности и эффективности профилактических воздействий с целью замедления распространения эпидемии за счёт повышения компетентности населения при выборе вариантов поведения в ситуациях риска ВИЧ-инфицирования.

Особого внимания заслуживает работа с обучающимися 9 – 11 классов (от 16 до 18 лет), которые находятся в сенситивном периоде становления субъектных средств регуляции своего поведения и создания личностного образа бытия. Формирующиеся новообразования субъективной реальности подростков должны учитывать особенности социокультурной ситуации и обеспечивать становление высокого уровня готовности к безопасному поведению в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции.

Достижение указанного результата возможно при одновременном использовании двух подходов: гигиенического и системно-деятельностного. Реализация гигиенического подхода осуществляется специалистами системы здравоохранения, медицинскими работниками, обеспечивающими медицинское сопровождение обучающихся в образовательном процессе, а также частично учителями через такие предметы школьной программы, как биология, ОБЖ и другие. Системно-деятельностный развивающий подход реализуется работниками образования и предполагает ориентацию на личностные и метапредметные образовательные результаты, самостоятельное добывание знаний на основе решения проблемных ситуаций, получение опыта осознанного выбора и конструирования поведения в нестандартных, трудных, неопределённых по своим последствиям жизненных ситуациях на основе принципа предосторожности, использование интерактивных форм и методов обучения.

Необходимым условием формирования средств саморегуляции поведения и создания личностного образа бытия является опора на систему единых российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, к числу которых относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, принятые в российском обществе нормы морали и нравственности1.

Важнейшим ориентиром конструирования образовательного процесса с целью эффективного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества, отличающегося высоким уровнем рисков ВИЧ-инфицирования, является Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством2. Стратегия определяет приоритеты государственной политики в области воспитания, к числу которых относится формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; признание определяющей роли семьи в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, а также за счёт оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. К числу последних относятся ситуации с высоким риском ВИЧ-инфицирования, а именно склонение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ и вступлению в половые взаимоотношения. Формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности позволит повысить уверенность поведения несовершеннолетних в противостоянии вышеперечисленным негативным социальным явлениям.

Цель предлагаемых методических рекомендаций - оказание методической помощи педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми и молодёжью по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Методические рекомендации содержат нормативно-правовые, концептуальные, методологические основания, а также алгоритм подготовки и сценарный план проведения Всероссийского открытого Интернет-урока «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «ЗНАНИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗДОРОВЬЕ».

Ожидаемым результатом использования данных методических рекомендаций в системе образования будет расширение практики применения интерактивных форм и методов профилактической работы, направленных на развитие субъектных средств регуляции поведения и создания личностного образа бытия у школьников 9-11 классов (от 15 до 18 лет), выражающееся в увеличении доли участников интернет-урока с высоким уровнем профильной компетенции «Готовность к безопасному поведению в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции».

Новизна предлагаемой работы заключается в следующем:


  1. использование нового способа оценки интенсивности субъективного отношения к проблемам распространения ВИЧ-инфекции и уровня знаний в этой области, что в совокупности (отношение и знания) соответствует понимаю компетенции;

  2. построение обучающего процесса в рамках профилактического интернет-урока на основе системно-деятельностного развивающего подхода, который предполагает ориентацию на результат, самостоятельное добывание знаний на основе решения проблемных ситуаций, получение опыта осознанного выбора и конструирования поведения в нестандартных, трудных, неопределённых по своим последствиям жизненных ситуациях на основе принципа предосторожности, использование интерактивных форм и методов обучения;

  3. создание нового этапа в процессе повышения качества управления профилактической деятельностью, основанного на вовлечении целевых групп в оценочные процедуры, отбор наиболее целесообразного содержания и эффективных технологий его освоения для достижения поставленного результата – повышение доли участников Интернет-урока с высоким уровнем профильной компетенции «Готовность к безопасному поведению в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции».

Данные методические рекомендации разработаны на основе обширного опыта авторов, полученного при реализации деятельности по первичной профилактике ВИЧ-инфекции в образовательной среде во всех субъектах Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2012 году, а также реализации в течение последних 15 лет дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Сфера приложения предлагаемых методических рекомендаций – междисциплинарное социально-гуманитарное познание, включающее педагогические, психологические и социальные науки, направленные на изучение таких общественных явлений, как социальные отношения, социальные действия и взаимодействия людей, их результаты, выявление и понимание того, что имеет для человека какой-либо смысл, анализ мотивов, целей и ценностей, которыми руководствуются субъекты социальных действий.

Перечисленные социальные явления могут быть причиной широчайшего распространения ВИЧ-инфекции и, вместе с тем, могут стать той движущей силой, при помощи которой достигается замедление распространения эпидемии и полное её прекращение.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница