Методические рекомендации по изучению курса, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу. Предназначена в помощь для усвоения курсов «Социальная психология»



Скачать 311.13 Kb.
страница1/7
Дата12.06.2018
Размер311.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра экономической социологии и маркетинга

Осеев А.А.


ПРОГРАММА

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО КУРСА

«Средства социологической диагностики в системе управления персоналом»

«Methods of sociological diagnostic in system of personnel's management»



Москва- 2015


Программа - учебно-методический комплекс содержит учебный план, программу спецкурса «Средства социологической диагностики в системе управления персоналом», методические рекомендации по изучению курса, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу.

Предназначена в помощь для усвоения курсов – «Социальная психология», «Экономика труда», «Управление персоналом» студентам, обучающимся по специальности: «Менеджмент», «Маркетинг», курсов – «Методика и методология социологических исследований», «Социология труда» студентам, обучающимся по специальности: «Социология», а также для студентов, магистров и аспирантов высших учебных заведений, преподавателей обществоведческих и человековедческих дисциплин, научных работников и всех тех, кто интересуется вопросами социологии

Программа спецкурса курса разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент» и «Социология».

В программе дается оценка современным средствам диагностики в системе управления персоналом, предлагаются способы решения методических проблем. В отличии от прежних программ в Общем курсе особое внимание уделено уяснению, социальным технологиям оценки и отбора персонала организации с использованием методов психодиагностики (16-ти факторного личностного опросника Р. Кэттелла), определению профессионально важных личностных качеств руководителей, предпринимателей, государственных гражданских служащих, персонала занятого в сфере безопасности. Содержание материалов курса существенно расширяет представление о теории и практике проведения социологических исследований в различных отраслях и сферах деятельности. Отдельные темы в соответствии с интересами аудитории могут быть рассмотрены в углубленном порядке.

Представленный материал должен поднять уровень фундаментальной подготовки студентов, магистров и аспирантов высших учебных заведений, а также преподавателей обществоведческих и человековедческих дисциплин, научных работников и всех тех, кто интересуется вопросами социологии и психологии.

Социологический факультет МГУ © Осеев А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методические рекомендации ………………………….4

2. Учебно-методический план…………………………………………….…9

3. Программа курса «Средства социологической диагностики в системе управления персоналом»……………………………….……………………15

4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………..…20

5. Литература ………………………………………………………………...23

1. Организационно-методические рекомендации

Средства социологической диагностики в системе управления персоналом - специальный курс лекций, тесно связанная с такими науками как общая философия, социология, менеджмент, психология и педагогика, социальная психология, социология труда, физиология трудовой деятельности, эргономика, менеджмент, теория организаций, управление персоналом, социальная политика и другими не менее важными предметами общегуманитарного, и организационно-управленческого цикла. Комплексный характер данного спецкурса, определяет его место и роль в структуре современного научного знания и прикладную направленность.

В последние годы социологическая диагностика стала одной из ведущих научных и учебных дисциплин, предмет которой, все более отчетливо приобретает четкие контуры не только узко прикладного, но и экономико-социологического характера. Главный смысл изучения дисциплины – на основе углубленного прикладного социологического анализа труда, личности, персонала производственных организаций, находить пути и средства, которые, с одной стороны, максимально возможно облегчали бы труд, делали его более интересным, приятным, а трудовую среду экономически более эффективной и комфортной. И с другой стороны - позволяли бы полнее использовать трудовой потенциал работников, эффективнее использовать личностные резервы, творческую, предпринимательскую инициативу, человеческий фактор производства в широком смысле. Поэтому, практически важно для управленческих кадров овладение знаниями и исследовательскими навыками в области методов социологической диагностики.

Практическая востребованность специалистов – менеджеров, социологов и других специалистов, владеющих методами социологической диагностики проблем управления персоналом в сфере социально-трудовых отношений, определяется объективными причинами развития рыночной экономики. И, прежде всего, поисками эффективных методов и инструментов, обеспечивающих совершенствование и развитие всей системы управления социально-трудовыми отношениями, их совершенствованием и развитием в контексте нынешних российских перемен и попытками реформирования всей совокупности общественных отношений.

Прикладная направленность социологической диагностики вытекает из ее нацеленности на решение практических задач в области управления и повышения экономической и социальной эффективности трудовой деятельностью персонала и активным изучением социально-трудовых отношений с применением эмпирических методов и решением задач с помощью прикладного инструментария.

Учебный курс «Средства социологической диагностики в системе управления персоналом» предназначен для завершения формирования у студентов целостного представления о предмете, методологии и методике проведения социологических исследований в сфере управления персонала организации, формирования практических навыков диагностики уровня развития способности к труду, выявления профессионально-важных качеств работников; уяснения содержания и смысла основных теоретических концепций, овладения принципами управления профессиональной трудовой деятельностью с использованием социологических диагностических методик. Изучение курса завершается экзаменом по содержанию дисциплины.



Основные виды учебных занятий по дисциплине – лекции, подготовка рефератов, практические работы. Причем практическим работам должно уделяться особое внимание.

Лекции читаются по основным вопросам курса и раскрывают теоретическое содержание дисциплины. Данный курс построен таким образом, чтобы показать органическую связь теории и практики в контексте современных проблем в сфере управления персоналом организации и отдельными работниками.

Задания для самоподготовки предназначены для углубления и закрепления полученных знаний, формирования у студентов навыков социологического анализа современных проблем в сфере управления персоналом, его трудовой деятельностью.

Подготовка рефератов имеет целью обучение навыкам самостоятельной работы с первоисточниками и вторичному анализу данных современных исследований.

Практические работы позволяют студентам овладеть методологическими и методическими приемами социологических и психологических исследований и социологических проблем в сфере труда, содержательным анализом полученных данных и умением применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Цели и задачи курса

Углубленное обучение студентов практическим методам социологической диагностики социальных проблем управления персоналом производственной организации. А также, методам прикладного социологического анализа состояния условий труда, уровня развития персонала организации, профессионально-важных способностей личности, изучения и осмысления современных проблем, реальных процессов, характеризующих состояние и уровень развития социологической диагностики как в масштабе общества в целом, так и в трудовых организациях в условиях совершенствования рыночной экономики в России.

Особое внимание уделяется формированию навыков диагностики уровня развития способности к труду и выявления профессионально-важных качеств работников.
Задачи курса – основные задачи курса вытекают из его цели и определяют круг проблем и тем, содержащихся в предлагаемой программе, изучение которых студентами включает знание:


  • Расширить и углубить теоретические и практические знания студентов в области методики проведения социологических исследований, связи с общественностью (РR), маркетинга, менеджмента, экономической социологии, социологии труда, политологии, управления персоналом, конфликтологии и другим дисциплинам гуманитарного профиля изучением методов социологической диагностики

  • Рассмотреть теоретические и методологические основы социологической диагностики в системе управления персоналом

  • Научить применять методы социологической диагностики социальных проблем производственной организации: состояния удовлетворенности трудом и условиями труда персонала.

  • Обучить приемам диагностики групповой сплоченности, выявления формальных и неформальных лидеров, аутсайдеров.

  • Научить методам диагностика оценки стилей руководства и воздействия стилей руководства на состояние социально-психологического климата в коллективе.

  • Обучить навыкам диагностика уровня социальной напряженности в коллективе, показать методики определения причин конфликтов в производственных организациях

  • Обучить современным средствам диагностики (оценки и отбора) руководящих и инженерно-технических работников (менеджеров и специалистов), рядового состав организации

  • Обучить приемам практического использования методики - 16-ти факторного личностного опросника Кэттелла для целей диагностики профессиональных способностей

В результате изучения курса студенты должны получить базовые представления об основных проблемах социологической диагностики в системе управления персоналом, овладеть знаниями и навыками диагностики социальных проблем, решение которых будет обеспечивать реализацию производственных и социальных задач организации

Программа разработана исходя из утвержденного учебного плана дисциплины.

Форма отчетности – экзамен.


Учебно-методические планы

Учебно-тематический план для студентов очной формы облучения по направлению –– менеджмент, социология



Наименование тем

Всего часов учебных занятий





Аудиторные занятия


Всего

Лекций

Самостоятельная подготовка


Раздел 1.Методологические и методические основы социологической диагностики в системе управления персоналом

Тема 1. Методологические основы применения методов социологической диагностики в системе управления персоналом
Место социологической диагностики в системе средств практической деятельности службы управления персоналом. Социологическая диагностика как разновидность социальной технологии. Роль социологической диагностики в утверждении гуманистической концепции управления персоналом и решении практических проблем управления производственной организацией.

4

4

2

2



Тема 2. Предметная область, структура и функции управления персоналом. Содержание, структура и задачи системы управления персоналом

Управление персоналом как отрасль социологического знания: общее и особенное. Объект управления персоналом. Управление персоналом как элемент общей системы знания о труде и механизмах управления персоналом, ее место в системе наук, анализирующих закономерности поведения работников в организации: социологического и несоциологического профиля (социология профессий, индустриальная социология, социология организаций, социология трудовых коллективов, экономика, философия, право, история, психология и др.). Взаимодействие с эргономикой, физиологией труда, экологией, антропологией. Связь управления персоналом с социологией труда, социологией организаций, социологией коллектива, социальной инженерией. Структура управления персоналом как науки. Типы и направления исследований в управлении персоналом

Уровни знания в структуре управления персоналом: метатеоретический, общетеоретический, частнотеоретический, эмпирический, прикладной. Роль социологической диагностики в решении прикладных задач управления кадрами.

Функции управления персоналом как совокупность научно-познавательных (открытие нового знания, прогнозирование и т.п.) и институциональных (практические рекомендации органам управления, подготовка кадров и образование) целей деятельности специалистов.

Структура – объект, субъект, цели и задачи системы управления персоналом; содержание системы управления персоналом - определение потребности в кадрах, формирование численного и качественного состава (система комплектации, расстановка кадров), система общей и профессиональной подготовки, адаптация, мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и пр.


4

4

2

2



Тема 3. Основные категории дисциплины

Социологическая диагностика, методы и функции социологической диагностики. Категории управления персоналом, подлежащие операционализации. Персонал организации, структура персонала (профессиональная, квалификационная, демографическая), социальные функции труда, структура социально-трудовых отношений, содержание труда, удовлетворенность трудом, рабочее место, условия труда, отношение к труду, организация труда, способность к труду (психофизиологические, профессиональные, личностные качества), стимулы и мотивы к труду, ценности, обогащение труда и др.




4

4

2

2




Каталог: uploads -> attachments
attachments -> I. Наименование дисциплины: «Политическая этика» II. Шифр дисциплины
attachments -> Мария петровна жигалова
attachments -> Занимательный футбол
attachments -> Курс лекций «Философия Серебряного века»
attachments -> Л. Г. Хрушкова Три христианские столицы. Рим, Константинополь, Иерусалим
attachments -> Содержание курса
attachments -> Межфакультетский курс «Христианство в российской и европейской цивилизации»
attachments -> «рассмотрено» «утверждено»
attachments -> Рабочая программа дисциплины Счастье в социологическом измерении Happiness in the sociological dimension


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница