Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-психологический тренинг профессионального общения»



страница1/25
Дата06.02.2018
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра психологии и педагогики






УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

подполковник полиции

А.А. Таганова

«____» мая 2017 г.




Дисциплина: Социально-психологический тренинг профессионального общения

специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность

специализация «Административная деятельность»,

узкая специализация

«Деятельность участкового уполномоченного полиции»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

по изучению дисциплины

слушателями заочной формы обучения


Обсуждены и одобрены на заседании

кафедры психологии и педагогики,

протокол № 23

от 17 мая 2017 г.






Подготовил:

доцент кафедры,

кандидат психологических наук

подполковник полиции


А.С. Бондаренко

Краснодар

2017

Введение
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-психологический тренинг профессионального общения» предназначены для слушателей заочной формы обучения Краснодарского университета МВД России по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность.

Общение — специфическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества; в общении реали­зуются социальные отношения людей.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникатив­ного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее особенности.

Программа курса рассматривает теоретические и практические вопросы психологии общения и социально-психологического тренинга, в которых общение рассматривается как междисциплинарное явление со своей спецификой проявления в системе органов внутренних дел.

Курс раскрывает вопросы относительно закономерностей и механизмов развития общения, принципов и технологий эффективного общения в деятельности ОВД.

Курс разработан на основе как уже ставших классическими работ зарубежных и отечественных ученых, а также с учетом новейших научных исследований и публикаций.

Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся систематизированного представления о сущности, этических принципах, общих психологических механизмах и условиях эффективности профессиональных контактов между людьми, формирование способов эффективной коммуникации.

Задачи изучения дисциплины:



  • ознакомление с комплексом теоретических знаний, методологией и общими технологиями достижения целей в профессиональном общении, что определяет ее непреходящую актуальность, высокую практическую значимость для сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел;

  • развитие у обучающихся коммуникативной компетентности;

  • формирование адекватных стратегий поведения с целью продуктивного разрешения конфликтных ситуаций в экстремальных условиях;

  • приобретение умений и навыков практического использования психотехнологий общения, а также способов эффективного ведения переговоров, построения контактов с партнерами – манипуляторами.

Основными формами обучения являются лекционные, семинарские и практические занятия. На лекционных занятиях дается системное изложение учебного материала, разъяснение вопросов теории и практики. Цель семинарских и практических занятий – углубление и закрепление знаний слушателей, а также непосредственная выработка навыков необходимых в решении практических задач. В ходе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной подготовке. Прохождение дисциплины завершается сдачей зачета.

Для систематического изучения учебной дисциплины «Социально-психологический тренинг профессионального общения» слушатели используют рабочую программу дисциплины, тезисы лекций, настоящие методические рекомендации. Для самостоятельной работы используются учебные материалы, имеющиеся в библиотеке университета, в учебно-методическом кабинете кафедры психологии ипедагогики, а также электронная версия учебного курса, имеющаяся на электронном портале университета в разделе «Учебно-методические комплексы».

Особое место в системе форм изучения курса занимает самостоятельная работа слушателей, так как по существу она для системы заочного образования является основной.

Умение самостоятельно работать необходимо не только для овладения знаниями вузовского курса. Такое умение является условием творческой деятельности в органах внутренних дел. Вот почему слушатель должен научиться самостоятельно работать, добывать знания, уметь учиться.

При подготовке к семинарским занятиям следует обратить внимание на работу с рекомендательной литературой.

В связи с этим перед началом работы с рекомендованной литературой необходимо восстановить в памяти то, что было воспринято на установочной лекции. Главное на этом этапе - уяснить, какое значение может иметь изучаемый материал для профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

В ряде случаев изучение рекомендованной литературы сопряжено с необходимостью прочитывать большой объем материала, излагаемого в учебных пособиях, непрофилизированных для вузов МВД. Преодолеть эту трудность помогает уяснение цели чтением соответствующих источников. Наличие цели позволяет читать быстро, концентрируя внимание на главном. При быстром чтении устанавливается более тесная связь между смысловыми частями текста, параграфами, главами.

Организующее значение для самостоятельной работы с литературой имеют специальные проблемные вопросы, которые выносятся на обсуждение в часы аудиторных занятий.

Плодотворному усвоению знаний по социально-психологическому тренингу профессионального общения слушателями, как показывает опыт, способствует:

- активная позиция в процессе обучения, которая усиливается при осознании цели обучения, стремлении полнее проявить и раскрыть свои творческие способности;

- систематичность и последовательность работы над изучаемым материалом;

- нацеленность на последующее активное использование полученных знаний для решения практических задач.

При этом полезно следовать таким рекомендациям:

- чтобы осмысленно усвоить новые понятия, категории, термины, целесообразно вести в своей рабочей тетради специальной словарик, который поможет успешно овладеть новой терминологией и практикой ее употребления в профессиональном лексиконе;

- не следует бояться непонятного, если при изучении материала возникают вопросы, это свидетельствует о том, что мышление проникает вглубь явления;

- вопросы, которые не удалось решить самостоятельно, ставьте на семинарских занятиях, активно участвуйте в их коллективном обсуждении, памятуя, что в споре рождается истина.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

А) общекультурных:

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

Б) профессиональных:

а) в оперативно-служебной деятельности:

способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25).

В результате изучения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие знания, умения и владения, необходимые для формирования общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций:



Код компетенции

Перечень компонентов

ОК-5

    знать: психологические механизмы влияния этики на процесс взаимодействия партнеров по общению с учетом специфики деятельности сотрудников органов внутренних дел;

    уметь: правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий;

    владеть: навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;

ПК-25

    знать: психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; причины и психологические основы предупреждения конфликтов в профессиональной деятельности, способы конструктивного разрешения конфликтов;

    уметь: диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта; использовать психотехнологии профессионального общения в служебной деятельности сотрудников ОВД; выявлять недостоверную информацию посредством вербальных и невербальных проявлений собеседника.;

    владеть: навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации.

Содержание курса «Социально-психологический тренинг профессионального общения» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Психология», «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел», «Психология в деятельности органов внутренних дел».

Рекомендуемый список литературы включает основные источники и дополнительную литературу для изучения курса, как учебные пособия, так и монографии наиболее известных исследователей в сфере психологии конфликта.


Каталог: upload -> site119 -> folder widepage
folder widepage -> Лекция тема №1 «Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей среды»
folder widepage -> Национальная безопасность
folder widepage -> Методические рекомендации по изучению дисциплины и отдельных тем слушателями заочной формы обучения
folder widepage -> 2016 г. Вопросы к экзамену СпециальностИ
folder widepage -> Методические рекомендации по выполнениюслушателями заочной формы обучения контрольных работ по дисциплине «философия»
folder widepage -> Методические рекомендации по изучению дисциплины и отдельных тем слушателями заочной формы обучения
folder widepage -> Методические рекомендации по изучению дисциплины и отдельных тем слушателями заочной формы обучения
folder widepage -> Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница