Методические рекомендации по изучению дисципли­ны, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, а также тестовые задания, экзаменационные вопросы и списки основной и дополнительной литературы



страница1/36
Дата21.01.2018
Размер1.36 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36



Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра истории и теории социологии

В. И. Добренькое, А. И. Кравченко, Е. И. Кравченко, Н. Г. Осипова, Н. Л. Полякова, В. А. Кудрявцев, В. П. Трошкина, Г. К. Варданянц

История социологии





УНИВЕРСИТЕТ книжный дом

Москва 2007




Учебно-методический комплекс

УДК 316:303.4 ББК 60.56 Д55



Добреньков В.И.

Д55 История социологи. Учебно-методический комплекс / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Е.И. Кравченко, Н.Г. Осипо-ва, Н.Л. Полякова, В.А. Кудрявцев, В.П. Трошкина, Г.К. Варда-нянц. - М.: КДУ, 2007. - 96 с.

Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии», методические рекомендации по изучению дисципли­ны, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, а также тестовые задания, экзаменационные вопросы и списки основной и дополнительной литературы.

Комплекс написан в помощь студентам, обучающимся по специаль­ности 040201.65 — «Социология».

УДК 316:303.4 ББК 60.56

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Обязательный минимум содержания 4

  2. Организационно-методический раздел 5

  3. Учебная программа 7

  4. Учебно-тематический план 34

  5. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 38

  6. Тематика рефератов и контрольных работ 41

  7. Тематика курсовых работ 45

  8. Планы семинарских занятий 49

  9. Общая литература по курсу «история социологии» 86

© Социологический факультет МГУ, 2007 © Добреньков В.И., Кравченко А.И., Кравченко Е.И., Осипова Н.Г, Полякова Н.Л., Кудрявцев В.А. Трошкина В.П., Варданянц Г.К., 20®7 © Издательство «КДУ», оформление, 2007

1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

Федеральный компонент Государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования

по дисциплине «История социологии»

Начальный этап развития социологии; О.Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер); Э.Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г.Зиммеля и Ф.Тенниса; М.Вебер: его влияние на последующее раз­витие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволю­ция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марк­систской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс и Р.Мертон); феноменоло­гическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель); теория конфликта (Ко-зер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж.Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи совре­менной Англии, Франции, Германии (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский пери­оды); социология в России; натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неоканти­анская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализа-ция социологии; история социологического образования; крупней­шие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевсий и др.).



2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Целью данного курса являются анализ и систематизация учений главных представителей как западной, так и русской социологичес­кой мысли для выявления их взаимосвязи, генезиса содержательных параметров и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем. Это дает возможность лучшей ориен­тации специалистов в обширном материале и формулировки перс­пективных областей и направлений исследования общественных и социокультурных процессов.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главная из которых связана с изучением творческого наследия ведущих соци­ологов, с сопоставительным анализом существующих в социологи­ческой литературе точек зрения на то, что такое социология, каковы должны быть ее предмет и метод; каковы ее место и роль в системе гу­манитарного знания; каковы ее отношения и степень взаимодействия с другими, наиболее близкими ей общественными науками.

Постановка такого рода проблематики включает ряд более конк­ретных задач:



  • содержательный анализ социально-исторических, экономичес­ких, культурных, естественнонаучных предпосылок возникнове­ния социологии;

  • раскрытие базовых теоретических подходов и перспектив виде­ния главных тем и задач социологии ее основателями и основны­ми представителями как на Западе, так и в России;

  • толкование и сравнительный анализ методов изучения общества в различных учениях;

  • систематизация основных понятий и частей учения того или ино­го крупного социолога;

  • демонстрация теоретических и мировоззренческих затруднений, возникавших на разных стадиях развития социологии, а также ис-


-4-

-5-

толкование различными представителями социологического зна­ния задач и перспектив "науки об обществе";

  • обобщение существующих в истории социологии базовых идей достижений и проблем;

  • рассмотрение важнейших факторов, определивших националь­ную специфику социологической мысли в различных странах, и особенно в России.

Место курса в профессиональной подготовке

На основе курса по истории социологии читаемого на втором и третьем году обучения, может быть существенно повышена эффек­тивность методики преподавания общей социологии. Кроме конкрет­ных историко-социологических знаний, специалисты в процессе под­готовки получают всестороннее видение развития социологических идей. Данный курс можно рассматривать как своеобразное осмысле­ние логики развития социологии, ее возникновения, борьбы идей, ди­намики, а также ее теоретико-методологической, мировоззренческой роли и функции. Отсюда следует, что курс по истории социологии является базовой дисциплиной, от которой зависят уровень и глуби­на знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста.



Требования к освоению курса

Требования, предъявляемые к освоению курса, предполагают:



  • основательную проработку текстов первоисточников и дополни­тельной литературы, что предполагает перенос центра тяжести процесса обучения на самостоятельную подготовку студентов;

  • значительное усиление общекультурной составляющей процесса обучения с тем, чтобы студенты лучше ориентировались в смеж­ных социологии отраслях гуманитарного знания;

  • введение в процессе преподавания современных форм и техноло­гий обучения, способствующих включению понятийно-нагляд­ных механизмов сознания;

  • систематический и эффективный контроль преподавателей за ус­воением материала в форме внутрисеместровых проверок, ресре ратов, докладов, контрольных работ, тестов, коллоквиумов.

3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Каталог: FILES
FILES -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
FILES -> №1. Введение в клиническую психологию
FILES -> Общая характеристика исследования
FILES -> Клиническая психология
FILES -> Валявский Андрей Как понять ребенка
FILES -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
FILES -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница