Методические рекомендации по формированию ин-тегративной образовательной среды ориентированной на аудиторию учителей истории, школьников и их родите-лей в средних и средне-специальных учебных заведениях



Скачать 370.68 Kb.
страница1/7
Дата27.07.2018
Размер370.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ориентированнОЙ на аудиторию учителей истории, школьников и их родителей в среднИХ и средне-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.
к.и.н, доцент Хачатурян Н. Х.
Современные проблемы реформирования и модернизации исторического образования влияют на выдвижение ряда обстоятельств:

ПЕРВОЕ. В условиях интеграции как объединения, взаимопроникновения, синтеза в единое целое, возникает необходимость выделения и обоснования понятия интегративной среды системы среднего профессионального образования, организуемой по принципу вариативности как единства многообразия.

Понятие интегративной среды системы среднего профессионального образования основано на идее двухуровневой интеграции: синтезе принципов системного, средового, деятельностного, компетентностного, эколого-психологического подходов; взаимодействии, взаимопроникновении и взаимодополнении различных образовательных сред разных уровней организации. В такой среде связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов, обеспечивающих развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Системный подход как совокупность общенаучных методологических принципов (требований) позволяет рассматривать интегративную среду как систему: выявлять зависимость каждого элемента, его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; определять, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследовать механизм взаимодействия системы и среды; изучать характер иерархичности, присущей данной системе; обеспечивать всестороннее многоаспектное описание системы; рассматривать систему как динамичную, развивающуюся целостность [1].

ВТОРОЕ. Наиболее перспективным методом в создании интегративной среды являются эвристические методы, не пользующиеся популярности ни в исследовательской, ни в практической деятельности. ЭВРИСТИКА (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в (сложной) предметной области, в которой человек не может дать точный алгоритм решения. Эвристический метод (от греч. Εύρίςκω — нахожу) — применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда преподаватель намерен не только стимулировать ученика на развернутый ответ, но и направить его способность на комбинирование известных данных. Не во всех предметах Эвристический метод применим с одинаковым успехом; в предметах, требующих напряжения памяти, он менее применим, чем в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: так, например, при обучении истории Эвристический метод более применим, чем при изучении географии. При правильной и систематичной постановке вопросов он может развить в ученике догадливость и сообразительность.

Практическое применение Эвристического метода предусматривает три способа получения новых идей:

Для 1-го способа характерны формулирование проблемы в более общем виде; замена частной цели более общей; замена условий задачи настоящего времени на требования будущего. При этом задачу рекомендуется сформулировать на уровне наиболее общего физического принципа действия, используя многократное ступенчатое формулирование задачи с постепенно увеличивающейся степенью общности.

Во 2-м способе идеи генерируются путем индуктивных и дедуктивных выводов: в контексте задачи осуществляются поиск и интерпретация аналогов, метафор, синонимов, загадок, персонификаций, моделей, идеализации, формализации и т.д., причем наиболее ярко выраженной эвристической формализацией обладают аналоги.

Особенностью 3-го способа является то, что при реализации перехода не проводится предварительная оценка степени общности аналогов; наиболее часто используются: случайный поиск разнообразных ситуаций, предварительное ограничение вида ассоциаций, предварительное упорядочение кодов, связанных с проблемной ситуацией (графы, матрицы, тезаурусы, синкреты), и ассоциативный поиск других упорядоченных систем.

Множество известных эвристических методов имеет иерархическую структуру, первичными элементами которой являются правило и принцип.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница