Методические рекомендации по философии



страница1/27
Дата02.07.2018
Размер0.83 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Российский государственный медицинский университет

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Методические рекомендации

по философии

для студентов РГМУ

выпуск 6

Москва

2008

Методические рекомендации по философии для студентов РГМУ. Выпуск 6. - М. - 2008. (Под ред. проф. И.З. Шишкова)

Редакционная коллегия:

проф. И.З. Шишков (председатель)

доц. Е.А. Шумова

ст. преп. Г.В. Моисеенко

Авторский коллектив: проф. А.М.Блок, проф. М.Т. Рюмина, проф. И.З.Шишков, доц. А. И. Будов, доц. Т.Ф.Кораблева, доц. Н. В. Телегина, доц. Е.А.Шумова, ст. препод. О.М. Коськина, ст. преп. Г.В. Моисеенко, преп. А.С. Палто.

Методические рекомендации по философии для студентов РГМУ включают в себя вопросы и литературу к семинарским занятиям по основным темам программы по философии для высших учебных заведений. Деление рекомендованной литературы на обязательную и дополнительную позволяет представить весь значительный спектр современных публикаций на предложенную тему, и предоставить студенту возможность выбора как учебного пособия, так и специальных монографий. В методические указания входят также вопросы для самостоятельной работы, которые могут служить ориентировочными темами для рефератов. Их целью является более глубокое усвоение вопросов основного цикла семинарских занятий. Раздел «ключевых понятий», выделенный в отдельную рубрику в конце каждого семинара, позволяет определить некоторый «минимум» информации, владение которой необходимо по данной теме. Методические рекомендации включают в себя также программы к экзамену и зачету по философии.

Кафедра философии и культурологии РГМУ. 2008.
Тема 1: Предмет философии.

Семинар № 1. Как возможна философия? (2 часа).
1.Любомудрие – ключ к тайне природы и сущности философии.

2.Философия как метафизика знания. Трансцендентальная и рациональная природа философии.

3.Философия как самосознание культуры и история философии. История философии в зеркале двух стилей философствования – фундаментализма и критицизма.

4.Философия и наука: проблема их соотношения (основные концепции).

5.Философия и медицина. Философия как методологическая основа медицины
Обязательная литература:

1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2001. Статьи: «Философия», «Наука», «История философии», «Метафизика», «Рациональность», «Рефлексия», «Культура».

2. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.11-20.

3. Лосев А.Ф. История философии как школа мысли. //Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.С.493-508.

4. Михайлов Ф.Т. О логике. О душе. О культуре. О медицине. Об образовании. //Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С.139-620.

5. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М.: Индрик, 2003.

6. Блок А.М. Философские проблемы медицины. //Лекции по философии и культурологии. – М., 2004.

7. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

8. Шишков И.З. Как возможна философия? //Философия – культура – медицина: история и теория. (Учебное пособие для медицинских вузов). – М., 2008.

9. Человек как субъект и «предмет» медицины. (Под ред. Ф.Т.Михайлова.) - М., 2002.


Дополнительная литература:

1. Джеймс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. – М., 2000.

2. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001.

3. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

5. Поппер К.Р. Как я понимаю философию. //Поппер К.Р. Все люди – философы. (3-е изд.) – М.: Едиториал УРСС, 2007.

6. Ясперс К. Введение в философию – Минск: Пропилеи, 2000.


Вопросы для самостоятельной работы.

1. Какова связь философии и культуры?

2. Как можно истолковать мысль Сократа о том, что условием философствования является человеческое незнание?

3. В чем принципиальное отличие философии от науки?

3. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и его виды, ценностное отношение человека к миру, свобода и смысл жизни, человеческая жизнь как «бытие к смерти», что такое зло, почему человек должен быть добрым, что такое прекрасное, трагическое и др.

3. Как истолковать суждение Гиппократа о том, что «врач-философ подобен богу»? Медицина является наукой или искусством?

4. Как можно понять высказывание Платона о том, что «философия – это искусство умирать»?
Ключевые понятия: любомудрие, мировоззрение, философия, метафизика, знание, незнание, культура, онтология, гносеология, методология, наука, методология науки, фундаментализм, критицизм, стиль мышления, стиль философствования, рациональность, рефлексия, история философии, медицина
Семинар № 2. Как возможен человек? (2 часа).

1.Что такое человек? Отличие его способа жизнедеятельности от способов жизнедеятельности всех иных видов живого.

2. Культура как способ существования человека, как способ отношения человека к миру, к себе, к обществу, к истории. Культура и цивилизация.

3. Различные концепции антропогенеза: биологический эволюционизм, креационизм,

деятельностный (трудовой) подход.
Обязательная литература:

1. Биология. Под ред. В.Н. Ярыгина. М.,1984. Гл.VIII.

2. Введение в философию. В 2-х частях. М.,1989. Ч.2. Гл. IX, ХVI.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.308-377.

4. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2000. С. 161-187.

5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.

6. Михайлов Ф.Т. О душе. О культуре. //Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С.183-400.

7. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М.,1976.

8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.

9. Человек как субъект и «предмет» медицины. (Под ред. Ф.Т. Михайлова.) М., 2002.


Дополнительная литература:

1 . Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000

2. Ильенков Э.В. У истоков мысли: что же такое личность? //Философия и культура. М.,1991.

3. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер,1999.

6. Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.

8. Юнг К.Г. Проблема души современного человека. //К.Г. Юнг. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

9. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания. М.: Республика, 1998.

10. Скирбек Г., Гильс Н. История философии. М.: Владос, 2000.

11. Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. М.: Владос, 1998.
Вопросы для самостоятельной работы.

1. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин о становлении человека, отличие их подхода от концепций сторонников современной синтетической теории эволюции.

2. Антропоцентристский подход к человеку как попытка раскрыть «тайну» человека через обращение к его психике, сознанию, головному мозгу. Можно ли создать мыслящую машину?

3.Основные стадии антропогенеза. Какие критерии предлагаются для различения прачеловека, древнего человека и человека современного типа?

4. В чем заключается уязвимость позиции биологического эволюционизма?

5. Отличие философского решения проблемы антропогенеза от естественнонаучного.


Ключевые понятия: человек, личность, дух, душа, анима, разум, способ жизнедеятельности, цивилизация, антропогенез, эволюционизм, креационизм, история, общество, форма человеческой общности.


Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва 2013 Методические рекомендации по философии для студентов рниму. Выпуск10. М., 2013.
img -> Российский национальный исследовательский
img -> Тема Морально-этические проблемы «статуса эмбриона»
img -> Экзаменационные вопросы по курсу «Философия»
img -> Темы рефератов для аспирантов Медицина и науки о живой и неживой природе: сходство и различие оснований. Понятия: «объект» и«предмет» теории.
img -> Тема Теоретические основы биомедицинской этики. Основные типы этических теорий
img -> Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 12. Москва 2015 Методические рекомендации по философии для студентов рниму. Выпуск 12. М., 2015.
img -> Тема 10. Эвтаназия: легко ли “легко умирать”
img -> Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика специальность: Педиатрия Форма обучения: очная, очно-заочная
img -> Биоэтика в России: ценности и законы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница