Методические рекомендации по аудиторской деятельности сро нп моап утверждено решением



Скачать 220.93 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2018
Размер220.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

Утверждено решением

Правления СРО НП МоАП

от 24.12.2015, протокол № 249

Примерный образец аудиторского заключения при наличии существенного сомнения в соблюдении аудируемым лицом принципа непрерывности деятельности

Краткое описание методологических подходов.

1. Особенности формы и содержания аудиторского заключения при наличии существенного сомнения в соблюдении аудируемым лицом принципа непрерывности деятельности, установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности деятельности «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД 11), утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405).

2. В ходе выполнения аудиторского задания аудитор должен определить наличие признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности (далее – признаки несоблюдения непрерывности). Невозможно создать исчерпывающий перечень таких признаков. Однако, аудитор должен проверить по меньшей мере наличие признаков несоблюдения непрерывности, прямо перечисленных в п.6 ФПСАД 11. В ходе выполнения аудиторского задания аудитор должен определить наличие признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности (далее – признаки несоблюдения непрерывности).

Основными признаками, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, как указано в п.6 ФПСАД 11, являются:



а) финансовые признаки:

отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов;

привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;

изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

существенное отклонение значений основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных) значений;

неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;

неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций;

значительные убытки от основной деятельности;

трудности с соблюдением условий договора о займе;

задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов;

экономически нерациональные долговые обязательства;

признаки банкротства, установленные законодательством Российской Федерации;



б) производственные признаки:

увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;

потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика;

проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства;

существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его;



в) прочие признаки:

несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации;

судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица;

внесение изменений в законодательство или изменение политической ситуации.

Указанный перечень признаков не является окончательным. Кроме того, наличие одного или нескольких признаков не всегда является достаточным доказательством неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

3. Как следует из п.6 ФПСАД 11, наличие одного или нескольких признаков несоблюдения непрерывности не всегда является достаточным доказательством неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее – бухгалтерская отчетность) аудируемого лица. По результатам дополнительных аудиторских процедур, предусмотренных в п.19-22 ФПСАД 11, аудитор должен сделать вывод, в зависимости от которого надлежащим образом сформулировать мнение в аудиторском заключении.

На практике в процессе выполнения аудиторского задания могут сложиться следующие ситуации:


  • аудитор не сомневается в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

  • по профессиональному суждению аудитора имеется существенная неопределенность, связанная с условиями и событиями, которые по отдельности или в совокупности обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

  • в соответствии с профессиональным суждением аудитора аудируемое лицо не сможет продолжать свою деятельность непрерывно.

Несомненное соблюдение принципа непрерывности деятельности

4. При наличии одного или нескольких признаков несоблюдения принципа непрерывности деятельности аудитор может прийти к выводу, что их значение снижено под воздействием других признаков. На этом основании аудитор может сделать вывод об отсутствии сомнений в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно, несмотря на наличие признаков несоблюдения непрерывности. В таком случае, вывод аудитора фиксируется в рабочем документе, образец которого приведен в методическом материале «Допущение непрерывности деятельности», утвержденном Правлением СРО НП МоАП (протокол от 25.12.11г. № 168), а модификация аудиторского заключения не требуется.



Наличие существенной неопределенности

5. Если аудитор приходит к выводу о том, что допущение непрерывности деятельности можно считать соблюдаемым, но, тем не менее, при этом имеет место существенная неопределенность, то аудитор после этого должен определить, раскрыта ли информация в отношении указанных обстоятельств в бухгалтерской отчетности аудируемого лица адекватно или не адекватно.

6. В случае адекватного раскрытия информации аудитор привлекает внимание к конкретному пункту пояснений и указывает при этом на наличие «существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, обусловливающими значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно» (п.26 ФПСАД 11). Привлечение внимания производится в части «Важные обстоятельства» и содержит указание на то, что в отношении обстоятельства, к которому привлекается внимание, аудиторское мнение не является модифицированным (п.6 ФСАД 3/2010).

При адекватном раскрытии информации п.26 ФПСАД 11 предписывает, чтобы привлечение внимания в аудиторском заключении содержало ссылку на «соответствующий пункт пояснительной записки к финансовой (бухгалтерской) отчетности». Таким образом, наличие информации в формах бухгалтерской отчетности (помимо пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах) не является адекватным раскрытием информации. Так, например, указание величины чистых активов в форме «Отчет о движении капитала» не является адекватным раскрытием информации о наличии существенной неопределенности, связанной с невыполнением установленных требований в отношении чистых активов.

7. В случае неадекватного раскрытия информации аудитор модифицирует аудиторское заключение (выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение). В соответствии с п.26 ФСАД 2/2010, в случае, когда аудитор модифицирует свое мнение, он должен в дополнение к обязательным элементам включить в аудиторское заключение отдельную часть с описанием обстоятельств, явившихся основанием для выражения модифицированного мнения (далее - специальная часть). При этом в специальной части аудиторского заключения («Основание для выражения мнения с оговоркой», «Основание для выражения отрицательного мнения») наряду с указанием на неадекватное раскрытие информации должна быть сделана ссылка на наличие «существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, обусловливающими значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно» (п.27 ФПСАД 11).

Несомненное несоблюдение принципа непрерывности деятельности

8. В соответствии с п.28 ФПСАД 11, если в соответствии с профессиональным суждением аудитора аудируемое лицо не сможет непрерывно продолжать свою деятельность, то аудитору следует выразить отрицательное мнение при условии подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе принципа допущения непрерывности деятельности. При этом не имеет значения, раскрыта ли в бухгалтерской отчетности информация о том, что использованное при подготовке бухгалтерской отчетности допущение о непрерывности деятельности нельзя считать соблюдаемым.

9. В соответствии с п.29 ФПСАД 11, «в случае если руководство аудируемого лица пришло к выводу о том, что использованное при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности допущение непрерывности деятельности организации нельзя считать соблюдаемым, финансовая (бухгалтерская) отчетность должна быть подготовлена в соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации для такой ситуации порядком. Если на основе выполненных дополнительных процедур и полученной информации аудитор приходит к выводу о соблюдении такого порядка, то аудитор может выразить безоговорочно положительное мнение при условии адекватного раскрытия информации, но при этом может счесть необходимым включить в аудиторское заключение часть, привлекающую внимание к ситуации, с тем, чтобы обратить внимание пользователя на особый порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности».



Из этого следует, что в случае, если в соответствии с профессиональным суждением аудитора аудируемое лицо не сможет непрерывно продолжать свою деятельность, аудитор:

  • либо выражает отрицательное мнение в аудиторском заключении (п.28 ФПСАД 11);

  • либо получает доказательства того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена в соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации для такой ситуации (то есть, для ситуации неприменимости принципа допущения непрерывности деятельности) порядком – и тогда может выразить безоговорочно положительное мнение при условии адекватного раскрытия информации (п.29 ФПСАД 11), модифицированное мнение при условии неадекватного раскрытия информации (п.27 ФПСАД 11).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница