Методические рекомендации «организация совместной деятельности взрослого и ребёнка в семейной дошкольной группе»



страница1/6
Дата10.05.2018
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗРОСЛОГО И РЕБЁНКА В СЕМЕЙНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ»
ВВЕДЕНИЕ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе к первой её ступени – дошкольному образованию.

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации. [2, c.11]

Одним из возможных путей решения вопроса обеспечения гарантии прав граждан на получение доступности образовательных услуг дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу может стать развитие вариативных форм организации работы с дошкольниками путем создания групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, семейных дошкольных групп. Чтобы деятельность данных вариативных форм дошкольного образования сделать легитимной, в новую редакцию Типового положения о дошкольном образовательном учреждении включены положения о том, что «...при необходимости... могут быть организованы:



  • группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечивается их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учётом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». [9]

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

В настоящее время на территории Камчатского края организуются и функционируют группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста без реализации основной общеобразовательной программы. Эти группы работают с детьми дошкольного возраста.

Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.

Конечно, введение такой модели не может быть массовой, но есть уверенность, что за ней будущее. К тому же она вызывает интерес у определенной части многодетных, молодых семей и родителей, чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.



В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности дошкольного образования КГАОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» разработаны рекомендации по организации совместной деятельности взрослого и ребёнка в семейной дошкольной группе (далее - группа).


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМАХ
Рассмотрим понятия «совместная деятельность взрослого и детей» и «самостоятельная деятельность ребенка».

Совместная деятельность взрослого и ребенка включает в себя все виды взаимодействия взрослого и детей в течение дня (утренний приём детей, питание, прогулки, мероприятия 2-й половины дня), не связанные с присмотром и уходом за детьми. Взаимодействие взрослого и ребенка должно характеризоваться партнерской формой общения (сотрудничество взрослых и детей, возможность свободного общения, размещение и перемещение детей в процессе разнообразных видов деятельности). Совместная деятельность организуется с учетом интереса и потребностей ребенка, она может быть индивидуальной, подгрупповой и групповой.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной воспитателем мотивирующей предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно.

В семейных группах по присмотру и уходу (без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования) важнейшими факторами, способствующими воспитанию и развитию ребенка, являются:

  • предметная развивающая среда;

  • правильно организованный режим дня.

    1. Предметная развивающая среда: принципы организации

Предметная развивающая среда детства - это система специально созданных условий, обеспечивающая полноценное развитие ребенка и формирование его личности в процессе деятельностного подхода.

Предметная развивающая среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, позволяющая всем детям группы активно включаться в познавательно-творческую деятельность.

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности, ни одна из которых не может полноценно осуществляться вне предметной организации. Как подчеркивал известный педагог и психолог А.В. Запорожец, в условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. [5, с.7] Предметная развивающая среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостности развития ребенка до школы, обеспечивающим его физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие. [5, с.8]

Если предметная развивающая среда организована неправильно, то она не вызывает у ребенка новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии и желания играть, в ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным.

Модель предметной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

Предметное содержание включает в себя следующие компоненты:



  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;

  • учебно-методические пособия, используемые взрослыми в процессе взаимодействия с детьми;

  • оборудование для осуществления детьми разнообразных действий (ширмы, мягкая модульная мебель, мольберты, кукольный игровой уголок, горки и лесенки для развития движений и пр., предусматривается в т.ч. ковролиновое покрытие пола).

Характеристиками предметно-развивающей среды служат такие показатели, как комфортность и безопасность, разнообразие сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности и возможностей для исследования и научения, функциональность предметной среды.

В качестве позитивных показателей предметно-развивающей среды могут быть названы следующие:



  • отсутствие частых конфликтов между детьми;

  • высокая продуктивность деятельности детей, результатомчего является множество разнообразных продуктов детской деятельности;

  • спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим. [5, с.29]

Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Несомненным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между субъектами образовательного процесса. [4, с.253] Тактика общения – сотрудничество. Позиция воспитателя должна исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взгляд взрослого на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества (отрицание малипулятивного подхода к детям). [3, с.230]

Обращаем внимание воспитателя, что с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов разработаны требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. [7]

Необходимыми составляющими развивающей предметной среды в целях организации совместной и самостоятельной деятельности детей являются игры и игрушки, соответствующие возрасту детей и отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям.



    1. Каталог: images -> metod kopilka
      images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
      images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
      images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
      metod kopilka -> Методические рекомендации по организации воспитательной работы
      metod kopilka -> Статья: Требования к современному уроку обществознания в свете фгос / Абашкина О. А., методист мбоу до «нимц»
      metod kopilka -> Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования
      metod kopilka -> Проектная деятельность
      metod kopilka -> Концепция духовно-нравственного


      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница