Методическая разработка занятия, раздаточный материал



страница1/2
Дата18.01.2019
Размер117 Kb.
ТипЗанятие
  1   2


Тема 2.3.3.1. «Тренинг развития профессионально-важных качеств»

Форма занятия: практическое занятие.

Место проведения занятия: учебная аудитория.

Время проведения занятия: 180 минут.

Цель занятия: активизировать психологические профессионально важные качества:

  • профессиональную наблюдательность, внимательность, память;

  • профессиональное мышление (юридическое, психологическое, тактическое и др.)

Дидактические задачи:

ознакомить слушателей с некоторыми методами развития профессионально-важных качеств



Воспитательные задачи:

способствовать овладению культурой самообразования;

содействовать формированию культуры применения психологических знаний при осуществлении служебных обязанностей.

Материальное обеспечение: методическая разработка занятия, раздаточный материал.

Методы обучения:


  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

а) по способу передачи и восприятия информации – словесный (рассказ, объяснение, беседа, обсуждение);

б) по способу усвоения материала обучающимися – репродуктивный, проблемно-поисковый;

в) по степени самостоятельности работы обучающихся – работа под руководством преподавателя, самостоятельная работа обучающихся.

2. Методы и приемы стимулирования интереса к обучению:

связь обучения с профессиональной деятельностью, поощрение, создание ситуаций успеха.

3. Методы контроля за эффективностью обучения: метод индивидуального контроля.


План проведения занятия

I. Вводная часть-10 минут

1. Организационный момент (доклад командира учебной группы (взвода), приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия).


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: (160 минут)

Выполнение практических упражнений (на выбор преподавателя):



  1. Упражнение на определение уровня запоминания.

  2. Упражнение на развитие опосредованного запоминания.

  3. Упражнение на запоминание текста.

  4. Упражнение на тренировку внимательности при запоминании.

  5. Упражнение на тренировку определения лжи

1. Упражнение на определение уровня запоминания
Для выполнения данного упражнения слушателям выдаются бланки со словами, которые необходимо будет запомнить. В течение 1 минуты слушатели самостоятельно читают и пытаются запомнить слова, далее бланки сдают и, в рабочих тетрадях записывают те слова, что запомнили. По окончании упражнения сверяют, и подсчитываю результаты.

Задание слушателям: О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость вовсе не является «привилегией» только пожилых. А на Вашей работе, каждая мелочь является существенной, и совсем нельзя «выпускать из вида» даже мельчайшие детали. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая память у Вас?

Итак, задача сводится к следующему. Вы должны в течение 1 минуты прочесть 25 слов, затем закрыть список и в течение 5 минут записать все слова, которые Вам удалось запомнить в любом порядке:



Сено

Месяц

Автомобиль

Фильм

Календарь

Ключ

Певец

Сердце

Аромат

Мужчина

Самолет

Радио

Букет

Карпаты

Женщина

Поезд

Трава

Тротуар

Гималаи

Абстракция

Картина

Перевал

Столетие

Неподвижность

Вертолет

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок) и оцените каждое слово в 1 балл. По сумме очков определите, к какой категории Вы можете себя отнести.

6 баллов и меньше. Ваша память не в лучшем состоянии. Но это вовсе не безнадежно – займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти.

7 – 12 баллов. Память у Вас не так уж плоха, но Вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию.

13 – 17 баллов. Результаты Ваши вполне приличны, и Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память Вас не подведет.

18 – 21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у Вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.

Свыше 22 баллов. У Вас прекрасная (если не сказать феноменальная) память.


2. Упражнение на развитие опосредованного запоминания
Для выполнения этого упражнения преподаватель зачитывает слова и выражения, слушатели в течение минуты должны зарисовать в рабочей тетради все, что пришло им в голову. По истечении 20 минут следует вновь вернуться к рисункам, и, глядя на них, записать около каждого изображения исходное слово или словосочетание.

Задание слушателям: Вероятно, Вам известно, что в древности, до возникновения современных форм письменности, многие народы мира пользовались так называемым пиктографическим письмом. Напомню, что пиктограммой называется небольшой схематичный рисунок, символически отражающий одно или сразу несколько понятий. Пиктограммы выразительны и точны, благодаря чему при известном опыте они могут быть прочитаны и в наши дни. Предлагаю Вам тоже заняться составлением пиктограмм на прочитанные мною Вам слова и выражения.

  1. Лечение;

  2. Талый снег;

  3. Болезнь;

  4. Разлука;

  5. Усталость;

  6. Гнев;

  7. Сильный ветер;

  8. Красивый человек;

  9. Трудный путь;

  10. Эмоции;

  11. Тяжелая промышленность;

  12. Заповедник;

  13. Проблема;

  14. Толпа;

  15. Страдание;

  16. Маленькая девочка;

  17. Освоение космоса;

  18. Сон;

  19. Грубый голос;

  20. Решительность.

Если удалось абсолютно точно воспроизвести 15 и более слов и словосочетаний, то Ваш труд по сочинению пиктограмм следует считать успешно завершенным, и у Вас достаточно развито опосредованное запоминание. Этот способ запоминания можно успешно использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
3. Упражнение на запоминание текста
Для выполнения упражнения педагог зачитывает текст рассказа, слушатели внимательно слушают и далее письменно отвечают на поставленные педагогом вопросы в рабочих тетрадях.

Задание слушателям: Внимательно прослушайте предлагаемый текст рассказа, а затем письменно ответьте на каждый, предложенный мною, вопрос.


Ночной пациент

…Летом 1928 года в Ленинграде начались ограбления булочных. Они совершались довольно регулярно, через каждые 2 – 3 дня и отличались исключительной дерзостью и совершенно одинаковыми подробностями. Минут за 10 до закрытия, т.е. около одиннадцати часов вечера, в очередную булочную врывались трое вооруженных людей. Они закрывали за собой дверь, и, старший из них давал команду: «Ложись на пол, лицом вниз! Граждане, прошу не задерживайтесь». Продавцы, кассирша и поздние покупатели довольно организованно выполняли его распоряжения.

Тогда грабители забирали выручку и уходили, оставив в кассе следующего содержания расписку: «Расписка. Взято взаимообразно в кассе некоторое количество денежных знаков. Точная сумма будет сообщена Вашей кассирше после подсчета».

Меры, принятые уголовным розыском к обнаружению преступников не давали никаких результатов. Ограбления булочных продолжались.

Тогда было решено организовать засаду во всех булочных города, с тем, чтобы в них дежурили под видом продавцов агенты уголовного розыска.

Так и было сделано. И в назначенный день во всех булочных города рядом с настоящими продавцами стояли за прилавком и отпускали хлебобулочные изделия молодые люди в белых халатах. В этот день грабители не пришли. Решили засаду оставить и на следующий день.

Ровно без 10 минут одиннадцать в булочной на углу Бассейной и Знаменской улиц с шумом хлопнула входная дверь, и в магазин вошли трое молодых людей, вооруженные наганами.


    • Руки вверх! – скомандовал один из них. – Ложись на пол лицом вниз!

    • Руки вверх! – ответили «продавцы», также обнажив оружие. – Руки вверх, стрелять будем!…

В тот час в булочной находились две поздние покупательницы, грузные пожилые дамы. Схватив испуганных женщин, грабители выставили их вперед себя, понимая, что сотрудники уголовного розыска при таких условиях стрелять не будут. Сами они за спиной остолбеневших женщин открыли стрельбу по прилавкам. Один из агентов бросился к ним, но выстрелом в упор был убит наповал. Кто-то из грабителей начал стрелять в люстру, висевшую в булочной. Электрические лампочки лопались одна за другой. Стало темно. И, воспользовавшись этим, грабители выбежали из булочной. Агенты стреляли им вслед. Один из грабителей был ранен в руку, - револьвер выпал из нее, и он со стоном схватился за раненую кисть. Это успели заметить.

Выбежав на улицу, грабители разбежались в разные стороны и скрылись. Было ровно одиннадцать часов вечера.

К часу ночи все многочисленные больницы, поликлиники, амбулатории и лечебницы города, а также все практикующие частные врачи были официально уведомлены о том, что при перестрелке с агентами уголовного розыска был ранен в руку и потом бежал опасный преступник.

«В том случае, -говорилось в уведомлении, -если к Вам обратятся за врачебной помощью с огнестрельным ранением руки, Ваш гражданский долг – немедленно сообщить об этом дежурному уголовного розыска или ближайшему постовому милиционеру…»


Вопросы:

            1. Как назывался рассказ? («Ночной пациент»)

            2. В какое время суток совершались нападения на магазины? (Вечером, за 10 минут до закрытия магазина – 23 часа)

            3. Как часто совершались эти преступления? (Каждые 2-3 дня)

            4. В какое время года происходили описанные события? (Лето 1928 года)

            5. Сколько было преступников? (Трое)

            6. Кто первым открыл стрельбу в магазине? (Преступник)

            7. Как звали одного из преступников? (Не указывалось)

            8. Сколько покупателей было в магазине во время описанного нападения? (Две женщины)

            9. Какое освещение было в магазине? (Электрическое)

            10. Что оставляли преступники в кассах магазинов? (Расписку)

            11. Какого возраста были покупатели, оказавшиеся в магазине в момент нападения? (Пожилые, грузные дамы)

            12. Какого цвета было пальто стоявшей у дверей покупательницы? (Не указывалось)

            13. Какое оружие было у преступников? (Наганы)

            14. Укажите особую примету главаря преступников? (Не указано)

            15. В каком часу было совершено описанное нападение? (Без 10 минут одиннадцать)

            16. В каком месяце оно было совершено? (Не указывалось)

            17. Как были одеты агенты уголовного розыска, находившиеся в засаде? (Были одеты как продавцы магазина)

            18. Что преступники забирали из магазинов, кроме денежной выручки? (Ничего)

            19. Сколько времени потребовалось сотрудникам милиции для оповещения врачей? (2 часа)

            20. Какая одежда была на преступниках? (Не указывалось)

            21. У скольких преступников были пистолеты, у скольких наганы, у скольких винтовки, у скольких обрезы, у скольких пулеметы? (Все с револьверами)

            22. Что сказано о возрасте преступников? (Молодые люди)

            23. Кто был убит в перестрелке? (Агент уголовного розыска)

            24. Где был убит этот человек: в магазине или на улице? (В магазине)

            25. Назовите одну из Ленинградских улиц, упомянутых в рассказе? (Бассейная)

            26. Упоминались ли еще, какие – либо улицы? Если да, то назовите их? (Знаменская)

            27. Куда был ранен один из преступников? (В руку)

            28. Сколько времени прошло от момента нападения на магазин и до момента, когда преступники скрылись? (10 минут)

            29. Что сделали преступники перед тем, как открыли стрельбу по сотрудникам уголовного розыска? (Схватили женщин и выставили их вперед себя)

            30. Что было предпринято для обнаружения одного из скрывшихся преступников? (Направлено уведомление)

            31. Какой рост был у преступников? (Не указывалось)

            32. Что оставили преступники возле магазина? (Револьвер)

            33. Какие учреждения были официально уведомлены о скрывшемся преступнике? (Больницы, поликлиники, амбулатории и лечебницы города)

            34. Кого еще работники милиции уведомили об этом? (Частнопрактикующих врачей)

            35. Что в рассказе сказано о том, куда побежали преступники, выскочив из магазина? (В разные стороны)

Критерии оценки памяти:

при наличии 0 – 6 ошибок преподавателем выставляется оценка «отлично»; 7 – 10 ошибок – «хорошо»; 11 – 15 ошибок – «удовлетворительно»; 16 и более ошибок – «неудовлетворительно».
4. Упражнение на тренировку внимательности при запоминании
Преподаватель дает слушателям вводную задачу. Внимательно прослушав ее, последние должны воспроизвести по памяти схему движения в рабочих тетрадях.

Задание слушателям: Постарайтесь запомнить максимальное количество информации.

«Представьте себе, что мы с Вами в 3 часа дня оказались на одной из окраин города Нижнекамска. Мы – в составе авто-патруля. Получаем указание срочно прибыть по адресу, где этот адрес мы не знаем. Случайно натыкаемся на прохожую старушку и просим подсказать, каким образом добраться. Она охотно соглашается и объясняет: «По улице Шевченко будете ехать прямо – до улицы Майской. На перекрестке свернете направо, и будете ехать по Майской. На первой же развилке сверните налево – и езжайте до перекрестка со светофором. Это, пересечение с улицей Заречной. Сверните направо и по Заречной прямо, пока не увидите слева арку. Сверните под нее – как раз туда Вам и надо».


Воспроизведите в виде ломаной линии схему движения к объекту. Крестиком обозначьте место, откуда начали движение.














5. Упражнение на тренировку определения лжи.


Диагностика лжи

Замечено, что извлечение внутренней информации человеком связано с определенным направлением взгляда.



  • глаза вверх налево – зрительные воспоминания;

  • расфокусированные глаза – зрительный образ;

  • глаза вверх направо – констуируемый образ;

  • глаза в левую сторону (середина) – слуховые воспоминания;

  • глаза в правую сторону(середина) – слуховой конструируемый образ;

  • глаза вниз налево – телесные представления;

  • глаза вниз направо – слуховые представления.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница