Методическая разработка «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже»



Скачать 39.97 Kb.
страница1/2
Дата02.07.2018
Размер39.97 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2

Чибирова Татьяна Павловна
Социальный педагог
ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»
г. Псков

2018 год


Методическая разработка

«Социальная адаптация детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, в колледже»

Рецензия
Методическая разработка по теме: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже» Чибировой Т.П. актуальна и своевременна. Методическая разработка имеет аннотацию, введение, основную часть, которая раскрывает темы: «Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже», «Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже»,«Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни», а также содержит заключение, используемую литературу и приложение.

В методической разработке отражены задачи, которые подростку необходимо решать в переходный период:


  1. Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечениик самообеспечению.

  2. Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения

  3. Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность

Социальный педагог в своей работе сделала вывод: в сложный период

адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.

Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.

Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, через

создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.

Зам. директора по воспитательной работе

ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»: Веселкова А.Н.

Рецензия


Методическая разработка по теме: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже» Чибировой Т.П. актуальна. Методическая разработка имеет аннотацию, введение, основную часть, а также содержит заключение, используемую литературу и приложение.В методической разработке отмечен процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество, протекает с большими трудностями. Проведен анализ литературы по теме: ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждениях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

В методической разработке отмечено, что дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:

а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,

б) потребность в труде как средстве самореализации,

в) позитивное отношение к людям,

г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды,переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной. В методической разработке отмечены задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:


  1. Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечениик самообеспечению.

  2. Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения.

  3. Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность.

Автором сделан вывод, что в сложный период адаптации и становления личности

педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, черезсоздание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми. Методическая разработка может быть использована социальными педагогами при работе с подростками в СПО.

Рецензент:

Содержание


  1. Аннотация

  2. Введение

  3. Основная часть

3.1. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже

3.2. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже

3.3. Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни


  1. Заключение

  2. Литература

  3. Приложение


Введение
Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество, протекает с большими трудностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждениях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:

а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,

б) потребность в труде как средстве самореализации,

в) позитивное отношение к людям,

г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:

- гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды,

- переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной,

Задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:



  1. Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечении к самообеспечению.

  2. Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения

  3. Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность

В этот сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.

Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.

Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, через

создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.



3.1.Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Уже есть четкое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявление «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.

Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация для детей-сирот деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки. Кроме того, способность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к преодолению трудностей социализации в значительной степени определяется профессиональной педагогической позицией социального педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с детьми. Подготовленность социального педагога к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, значительно влияет на то, каким образом будет складываться их судьба.

Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание детям комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.

Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

От того, каким было детство, где оно проходило, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание собственной семьи становится едва ли не самой заветной мечтой, однако детдомовцы чаще, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье, терпят неудачи на этом поприще. Дети-сироты, лишенные самого главного в жизни – любви и заботы родителей, не знакомы с понятиями «дом», «семья», «мама», «папа», что создает большие трудности в организации их воспитания в условиях колледжа.

Потеря семьи – тяжелейшая травма, трагедия для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Даже когда он становится взрослым, эта потеря ещё более ощутима. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.

Так как стрежневым институтом социализации личности является все же семья, она и определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка, дает ему возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрение ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи – это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в образовательных учреждениях, остается актуальной.

Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психологического сопровождение и зависит от нескольких условий.



Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы(социальные, медицинские, образовательные).

Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
3.2.Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже

Работапо социально-психологическому сопровождению и поддержке студентов-сирот должна быть направлена на то, чтобы они учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в колледже относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социально-психологической адаптации, который включает в себя три основных этапа:



Первый этап. Первый месяц обучения в колледже – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной. Студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, знакомят с традициями учебного заведения и общежития, где они будут проживать на время учебы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов. Очень важно, чтобы эти студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, активистов, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.

Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов-сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Преподаватели, психолог и социальный педагог проводят совещание по результатам успеваемости, пропускам и проблемам адаптации таких студентов. В результате вырабатывают индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

Выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;

– завышенная или заниженная самооценка;

– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

– ощущение физической опасности (в народе бытует мнение: сироту каждый обидеть может);

– недостаточность финансовых ресурсов;

– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

Перечисленные факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– духовно-нравственное воспитание;

– профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;

– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание дома, приготовление пищи и др.);

– развитие коммуникабельности, дружелюбия;

– побуждение к трудовой деятельности;

– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

– формирование активной жизненной позиции.

3.3. Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях учреждений СПО.

Социальный педагог старается оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

– социально-правовую;

– социально-психологическую;

– социально-информационную;

– духовно-просветительскую.

Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.

На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.

Для первокурсников в первые месяцы учебы необычным является вхождение в мир студенческой жизни. Особого внимания заслуживает процесс адаптации и восприятие атмосферы в группе. Эти факторы играют важную роль в дальнейшем профессиональном самосовершенствование. Важнейшей задачей адаптационного процесса является выживание студента путем его приспособления к окружающей его социальной и природной среде. Поступив в колледж, студенты-сироты попадают в систему деловых, межличностных, социальных, профессиональных отношений разного уровня (студент-студент, студент-вспомогательный персонал, воспитатели, студент-преподаватели, студент-администрация). В этих условиях весь педагогический коллектив, особенно классные руководители и работники общежития должны в какой-то мере предупреждать и предотвращать возникновение негативных ситуаций в общежитии студентов, в группах, помочь быстрее и активно приспособиться к условиям новой среды, образовательному учреждению. Первокурсники очень нуждаются в нашей помощи, порой они растеряны, робки, испуганы. Если еще и педагоги не проявляют чуткости, внимания, повышая при этом голос, это может сыграть решающую роль в принятии студентом неадекватного решения и поступка. На первом году обучение важно не только обеспечить успешную адаптацию студентов к новым социальным условиям, но и создать у них правильное представление о выбранной профессии, помочь осознать ее общественную значимость, формировать положительное к ней отношение.

Для лучшей адаптации – студентов, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже, привлекают к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях, кружках, конкурсах, олимпиадах. Основной целью является массовое вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитания чувства коллективизма у молодёжи; соединение спортивно-оздоровительной работы с патриотическим воспитанием студентов.  

Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в образовательном учреждении, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются: проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проблема создания семьи; проблема обучения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладают изменения психики и формируются психические заболевания. Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сразу после поступления в колледж социальный педагог берет таких детей на учет и старается обеспечить им условия для социальной адаптации в учебном заведении. Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже, потому что недостаточно социализированы.На 1 сентября 2015 года в Псковский агротехнический колледж зачислено26 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная защита обучающихся колледжа:

- выплата социальной стипендии обучающихся,

- выплата академической стипендии,

- обеспечение выплаты ежемесячной денежной компенсации на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормативу,

- единовременная денежная компенсация на покупку учебников и письменных принадлежностей (в размере трех академических стипендий),

- обеспечение бесплатного проезда в городском транспорте,

- освобождение от оплаты за проживание в общежитии,

- оформление банковских карточек через Балтийский банк, вновь поступивших студентов.

Социальным педагогом проводится следующая работа:

- создание банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- оформление личных дел детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в которые занесены все данные о студенте, акты обследования жилищно-бытовых условий, характеристики, диагностические данные, входящие и исходящие документы, что позволяет иметь полное представление об учащихся,

- диагностика вновь зачисленных обучающихся и помощь им в адаптации к условиям обучения в колледже и проживанию в общежитии в течение всего учебного года,

- в течение всего учебного года ведется контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- постоянно проводятся беседы с опекунами по поведения и обучения подопечных,

- проводится информирование каждого обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о суммах выплат и правильном расходовании денежных средств, ведется контроль социальных выплат в течение учебного года следующих студентов,

- вовлечение в работу кружков и секций

- организация и устройство несовершеннолетних детей отдыха во время зимних каникул.

С целью узнать, как происходит процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было проведено тестирование среди вновь зачисленных студентов-сирот. Результаты тестирование показали, что 87% студенты-сироты адаптировались хорошо и довольно быстро. На вопрос «Отличается ли ваша студенческая жизнь от той, что была в школе?» ответили, что жизнь стала более разнообразной, интересной и насыщенной. При этом 48% делают вывод, что в колледже им «стало легче», нежели было в школе. А 21% признались, что жизнь «стала труднее», у 31% «ничем не отличается». Совместная учебная деятельность и общение внутри группы являются важными факторами развития самосознания студентов, так как здесь студенты становятся субъектами межличностного взаимодействия. И поэтому отношение к предметам определяется у 36% опрошенных – интересом к данному предмету, у 16% - стилем преподавания, у 20% успехами или неудачами в освоении предмета и у 30% - отношением преподавателя к студенту.



  1. Заключение

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях колледжа, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности. Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая разработка проблем формирования родственных связей, возрождение семейных отношений; организация и проведение развивающих занятий со студентами-сиротами, подготовка социальных педагогов, кураторов, воспитателей и руководителей учреждений среднего профессионального образования к работе с социальными сиротами.


 


  1. Литература

  1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  2. Москвина В. Социализация детей-сирот, Воспитание школьников, 2009. – 82 с.

  3. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников, 2011. – 136с.

  4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, СПб 2008.






  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница