Метод исследования социальных фактов  Метод и основные понятия социологии М. Вебера  Теория происхождения капитализма М. Вебера Основатель «французской социологической школы»



Скачать 54.95 Kb.
страница1/2
Дата17.01.2018
Размер54.95 Kb.
ТипЛекция
  1   2

Лекция 3.

Классические теории, оказавшие наибольшее влияние

на современную социологию: социологизм Э. Дюркгейма

и понимающая социология М. Вебера
Понятие социального факта в социологии Э. Дюркгейма

Метод исследования социальных фактов

Метод и основные понятия социологии М. Вебера

Теория происхождения капитализма М. Вебера



Основатель «французской социологической школы» Эмиль Дюркгейм (1858—1917) называл себя рационалистом, а не позитивистом, поскольку не разделял ряд философских и теоретических утверждений О. Конта и Г. Спенсера, хотя и опирался на их идеи. Он считал возможным задавать вопрос «Почему?», не признавал закон трех стадий О. Конта, по-новому оценивал роль разделения труда в развитии общества. Тем не менее его теорию можно охарактеризовать как позитивистскую, поскольку методологически он ориентировался на образец естественных наук. Позитивизм Э. Дюркгейма принято называть «социологизмом». Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

В основе методологии Э.Дюркгейма лежит понятие о социальном факте как всяком способе действий, существующим независимо от индивидов и способном оказывать на них внешнее принуждение. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит «коллективные представления» — фольклор, религиозные верования, профессиональные обычаи, нравы, юридические нормы, моду, язык и другие социально-культурные нормы, принадлежащие какой-либо длительно существующей социальной группе; «социальные течения» — настроения и поступки кратковременных масс людей, например, толпы; «социальную морфологию» — структурное устройство общества, число и характер составляющих его групп, распределение населения по территории, число и характер путей сообщения. Статистические обобщения — это тоже социальные факты. Общество — это особая, первичная по отношению к индивидам и не сводимая к индивидуальным проявлениям реальность, а социальные факты — это ее характеристики. Основное метологическое правило — рассматривать социальные факты «как вещи», т. е. как нечто объективное. Нельзя заменять наблюдение фактов изучением соответствующих метафизических или обыденных понятий. Каждый факт следует четко определить, т. е. перечислить внешние признаки, согласно которым каждое явление будет отнесено, либо не будет отнесено к данному факту. Например, самоубийство Э. Дюркгейм определяет как «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». Внутренние мотивы не включаются в определение, поскольку не могут быть зафиксированы внешним образом. Более того, индивидуальная психология вообще не имеет отношения к изучению фактов, поскольку они надиндивидуальны. Социальные факты следует объяснять не индивидуальными мотивами, а другими социальными фактами. Если социальные факты определены, их можно исследовать статистически, например методом сопутствующих изменений. Если изменения одного факта соответствуют изменениям другого, это свидетельствует о наличии причинно-следственной связи. С точки зрения Э. Дюркгейма, какой-либо одной конкретной причине может соответствовать только одно конкретное следствие, а у каждого определенного факта может быть только одна причина. Так, существуют три основных социальных причины самоубийств: недостаточная солидарность общества; чрезмерная солидарность общества; аномичное, т. е. ненормальное, кризисное состояние общества. Соответственно, выделяются три различных типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномичное. Процент эгоистических самоубийств выше, например, в протестантских обществах, где солидарность менее выражена, чем в католических обществах, где доминируют альтруистические самоубийства. Солидарность, как понятие нравственное, тоже требует уточнения посредством некоторых внешних признаков. Одними из важнейших таких признаков для Э. Дюркгейма являются число юридических правил, отражающих связи людей друг с другом и с обществом в целом, и тип права. Право может быть репрессивным, т. е. делающим акцент на наказании за нарушение норм, либо реститутивным, т. е. восстанавливающим требуемый порядок вещей. Первый тип права наблюдается по преимуществу в обществах с механической солидарностью, основанной на сходствах функций членов общества и внешнем принуждении. Второй тип права доминирует в обществах с органической солидарностью, основанной на различиях функций и связанной с этим взаимной зависимости. В основе развития обществ и перехода от механической к органической солидарности лежит факт общественного разделения труда.


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница