Метафора как элемент методологии современного научного познания



Скачать 141.86 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата28.07.2018
Размер141.86 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


М. А. КУЗЬМИНА
МЕТАФОРА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДОЛОГИИ
СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
КУЗЬМИНА Мария Александровна - аспирант Новосибирского государственного уни-
верситета.
В последнее время появление метафор на страницах научных трудов мало у кого вызывает удивление, настолько органично они вплетены в ткань языка науки. Так было не всегда: долгое время метафора «рассматривалась как "фигура приукрашива- ния", пригодная исключительно для эстетического освоения действительности, а по- тому допустимая в творческих текстах, но вводящая в заблуждение в любом "серьез- ном" сочинении» [1, с. 48]. Но наука не стоит на месте, и "генерируемые" ею "диковин- ные идеи" не могли не привести к "формированию новых методологических установок на особенности функционирования и закономерности научного языка" [2, с. 141]. Роль метафоры в формировании этих установок и в развитии языка науки нельзя переоце- нить. Метафора или употребление слова в переносном значении, перенос наименова- ния одного предмета на другой - не только языковое средство выражения сходства, подобия и т.д.; метафора - специфический способ познания, без которого не обходит- ся ни одно научное открытие.
Сегодня, когда в науке все более популярны идеи самоорганизации непредсказуе- мых процессов, в эпоху стремительно наступающих перемен, метафоризация (т.е. процесс образования метафор) как динамический аспект не только языка, но и мыш- ления, как синтетический метод познания занимает едва ли не центральное место сре- ди способов активно отвечать на вызов информационного общества. Несмотря на продолжающиеся попытки определять метафору лишь как "троп" (см.: [3, с. 289]), нельзя отрицать ее когнитивной способности.
Изменилось и содержание понятия "научное познание", "научная истина", а в свете этого должна быть переосмыслена роль метафоры в науке. Из положения persona поп
grata в научном языке метафора должна перейти в статус vip, который хотя и не при- знан частью научного сообщества, но не нуждается в обосновании для ученых, совер- шающих научные открытия. "Возможно, любая наука начинается с метафоры и за- вершается алгеброй; и вполне возможно, что без метафоры наука никогда не достиг- ла бы никакой алгебры" [Black, цит. по: 2, 139].
Современный этап научного познания
Научить ли тебя, что такое знание? Счи-
тай знанием то, что знаешь, и считай незна-
нием незнание. Это и есть знание.
Конфуций
Объект науки: мир целостный или мир фрагментарный?
Наука - это "специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая полу- чение нового знания" [3, с. 310]. Но - знания о чем? Здесь возникает вопрос об объек-
42


Каталог: doc -> news
doc -> Международная организация труда
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
news -> Г., Кондрашова Л. И. Институциональный анализ китайской модели: теоретическая дискуссия и прогноз
news -> Собственность в х-матрице
news -> «Блеск и нищета» политической экономии социализма
news -> Ысшая математика в вопросах и ответах : учебное пособие : [для студентов, обучающихся по техническим специальностям] / Л. В. Крицков


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница