Место и роль ценностей в жизни личности и общества



Скачать 172.44 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата14.05.2018
Размер172.44 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


362
МЕСТО И РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ
В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
И.В. Фролов
Повышенный интерес к ценностной составляющей человеческой жизни является характерным знаком нашего времени, отмеченного глубоким кризисом фундаментальных ценностей современной цивилизации, зримым проявлением которого выступает лавинообразное нарастание глобальных проблем. Вплоть до середины века, когда обозначались первые симптомы этого кризиса, западноевропейская философия была в целом равнодушна к миру ценностей. Хотя разрозненные высказывания о различных видах ценности — о благе, добре, красоте и т. п. — встречались уже у античных мыслителей, однако целостное представление о природе ценности как таковой, единой в множестве её конкретных проявлений, отсутствовало почти до конца XIX века. Такое равнодушие было обусловлено особенностями миропонимания западной культуры, характерными и взаимосвязанными чертами которого ещё с античности являлись рационализм, детерминизм, механицизм и редукционизм. В эпоху Нового времени они лишь приняли наиболее ясную и законченную форму, превратившись в ведущие методологические принципы европейского научного и философского мышления. В XX веке эти принципы начинают постепенно изживать себя в западной философии, нов российском обществознании, где в течение многих лет господствовала теория исторического материализма в её советском варианте, впитавшая в себя указанное миропонимание, они продолжают сохранять силу. Поскольку без выявления их ограниченности при изучении социальной действительности невозможно показать действительное место и роль ценностного сознания в жизни общества и личности, то названная теория и свойственные ей стереотипы и будут предметом нашего специального рассмотрения. Исходная позиция исторического материализма при анализе социальной действительности выражена формулой Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание [1]. Сущностью общественного бытия объявляются материальные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта, своеобразный аналог материи в сфере социального, поскольку они считаются возникающими и развивающимися, не проходя через сознание и волю участвующих в них людей. Объективной основой их возникновения и развития считается уровень и характер производительных сил общества. Сами же производственные отношения развиваются в соответствии с объективными общественными законами, прежде всего с законом соответствия производительных сил и производственных отношений, которые, также как и законы природы, действуют объективно и неумолимо, с железной необходимостью, и противостоять их действию невозможно. Что же касается сознания и его продуктов — системы идеологических отношений то они не имеют самостоятельного существования и собственной истории, выступая лишь отражением и выражением базиса общества, материальных условий жизни людей. Тем самым материя и сознание в человеческом мире неравны друг другу по статусу, и роль последнего сведена, в конечном счёте, лишь к спо-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница