Менталитет, мораль и управление страной



Скачать 186.52 Kb.
страница1/6
Дата30.07.2018
Размер186.52 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Менталитет, мораль и управление страной

Жасимов М.М., доктор технических наук,профессор

Чем вызвано обращение к данной теме и её разработка. Любой народ предпринимают те или иные действия на основе менталитета и морали. Именно они являются объективной стартовой платформой принятия решений. Независимо от того, сознают или не сознают эту связь. Поколения и правители приходят и уходят, а связь остаётся. Поскольку менталитет формируется в течение тысячелетий. Мораль, являясь формой трактовки менталитета, видоизменяется чаще, соответственно времени.При этом, если мораль не укладывается в основы менталитета или даже противоречит ему, то наступает кризис в обществе, что имеет место во многих точках мира. Страны (республики) постсоветского пространства выпали из одного Союза ССР,имея одну и ту же платформу для последующего развития (падения). Всех событий в каждой из республик не перечесть.Однако диалектикой заложены основы, которые никому не миновать. Этими основами, обуславливающими прошлое, настоящее и будущее народа являются менталитет и мораль. В этом смысле другие причины малозначимы. Менталитет и мораль позволяют раскрыть первопричины событий,например в Казахстане. Методологию раскрытия и результаты можно распространить на всё постсоветское и другое пространство.

Казахстан пережил многие исторические катаклизмы. Несмотря на них, менталитет народа развивался и углублялся без скачков и перерывов. Удивительное явление, достойное пристального изучения.

При этом под менталитетом понимается склад ума, образ мыслей (из немецкого словаря); способность мышления, интеллект, склад ума, умонастроение (из английского словаря).

Мораль,как правило, является проявлением менталитета. Под моралью понимается совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Всякое внешнее проявление индивида основывается на его внутреннем содержании, на менталитете.Эта аксиома.

Менталитет не возникает и не исчезает вдруг, без длительного воздействия первопричин; складывается за много веков под воздействием условий и практики жизни целого народа. Следовательно, чтобы раскрыть тему, необходим экскурс в историю с глубиной, позволяющей проследить корни менталитета. При этом основаниями могут быть исключительно события, послужившие условиями формирования менталитета народа. Не удаляясь в далёкую старину, остановимся на ближайших двух тысячелетиях, достаточных для уяснения менталитета казахов. За истекшее время природа эволюционировала,но катаклизмов не было. Озёра и реки усыхали, засухи бывали, но не в той степени, чтобы изменились методы хозяйствования народа.

В начале и течение первого тысячелетия основными занятиями населения было скотоводство, в меньшей степени металлургия и ремесленничество.Скотоводство было кочевое или полукочевое. Кочевое означает непрерывное движение за скотом по некоторому ареалу (кругу) в зависимости от времён года. Скот пасся на тебеневке. При полукочевом скотоводстве весной и летом скот находился на пастбищах (литовках), а глубокой осенью и зимой отгонялся на зимники. Преимущественно содержали лошадей, овец, коз верблюдов; крупный рогатый скот в меньшей степени, на содержание которых зимой требовались корма.

При кочевом скотоводстве люди жили в юртах, а женщины и дети на повозках,запряжённых быками. При полукочевом скотоводстве жили в юртах и в зимниках-простейших строениях полуземляного типа.

Владение землёй было родовое, распределяемое по общему согласию между сородичами. Скот принадлежал каждой семье. Управлялся род общиной. Её главой был старший одного из родов или султан, избранный народом. Имело место имущественное неравенство. Богатство определялось количеством скота. Считался богатым человек, владеющий тысячей голов лошадей, остальная живность не в счёт. Некоторые владели до 10000 голов. Такой владелец назывался баем. Бедные имели10-15 голов лошадей. Бедные сородичи привлекались к обслуживанию скота бая на договорных условиях. Султан представлял род во всех внешних отношениях, в спорах, тяжбах с соседями и даже мог возглавить войсковое соединение, состоящее из своих сородичей.

Ряд родов объединялись в племена и в жузы. А из жузов могло образоваться ханство. В каждом жузе могло быть от несколько сотен тысяч до полутора миллионов человек

Изначальной ячейкой была семья, затем род.Соответственно старшими были мужчины (отцы) и султаны. В семье рождались, росли и воспитывались. Семья и род были и кормильцами и защитой. Вопросы женитьбы и замужества решались главами семьи, обсуждались и получали добро на родовых совещаниях старейшин. При этом исключительное внимание обращалась на чистоту крови. Жених и невеста не могли сочетаться браком, если по родственной (отцовской) линии были ближе 7 поколений.Каждый казах был обязан помнить свой род, имена ближайших 7 отцов, дедов, прадедов и так далее. Так строгое отношение к чистоте крови позволяло сохранять и растить здоровое племя. Не случайно, среди казахов тех времён не встречаются кривые,косые, плешивые. Казахов, как отважных и сильных воинов, приглашали ханы, цари других стран. Старались иметь от них потомство. Например, они (мамлюки) служили при египетских фараонах. Мамлюки были и среди гвардейцев Наполеона.

Напротив, другие народы (евреи) женились на своих сёстрах, чтобы сохранить богатство в семье. Что явились причиной рождения тщедушных, слеповатых,носатых, пархатых потомств.

С людьми с «плохой кровью» браки не разрешались.Имеется в виду людей, замешанных в неблаговидных поступках. О чём всегда помнили старшие поколения.

Кочевое скотоводство вынуждает в поисках лучших пастбищ покрывать колоссальные расстояния. Аулы располагаются на расстояниях в сотнях и более и километрах друг от друга. Степь,жара, безводье, снега, бураны. В таких условиях одинокий путник (жолаушi) был обречён. Поэтому его встречают как гостя, как «гостя от бога». Не бывает незваных гостей.«Незваный гость – хуже татарина» (исключительно русское изобретение). Появление гостя нельзя предугадать. Поэтому всё лучшее, что есть в доме, берегут для«гостя», независимо от того, кто он есть. В нашей и в других семьях всегда было так, по крайней мере, ещё в середине ХХ-го века.

Казахи-пастухи доверчивые и добродушные люди до сих пор, чем многие пользуются. Они одни из лучших пастухов в мире, понимающие душу животных. Когда один казахи видит другого,то первым делом спрашивает: – Малың қалай, жанның қалай (как скот,как люди). Ставят на первое место животных. Ибо понимают, без животных нет и жизни.

Естественно, между родами и даже внутри них была негласная конкуренция за лучшую жизнь.

Вот такая социальная организация общества за тысячелетия заложила основы менталитета:

- культ старшинства;

- заботы о потомстве, стариках и женщинах;

-защита семьи, рода, скота, пастбищ от недругов (патриотизм);

- соблюдение морали рода (чистота помыслов и деяний);

- беспрецедентное гостеприимство, сопереживание.

Для доказательства объективности изложенного, сошлюсь на два события

Прошло 1000 лет, а менталитет, во-первых, сохранился, несмотря на такой промежуток времени, и, во-вторых, подтвердился на практике, во время второй мировой войны.

Эта война была большим несчастьем (погибли миллионы, включая казахов) и великим испытанием. Из осаждённых территорий эвакуировались сотни тысяч семей, выселялись из насиженных мест миллионы:немцы, поляки, чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы и другие народы; преимущественно в Казахстан. Привозили в товарных вагонах и сбрасывали вдоль железной дороги на промёрзшую землю, в холод, без тёплой одежды, еды и воды. На наших глазах. Мы видели слёзы детей и смерть стариков. Разве такое забудется, хотя прошло более 60 лет.

Тогда казахи всем миром пришли на помощь. Русские, хотя и они тоже проживали здесь, но отстранились, даже не давали вёдра, чтобы казахи могли напоить несчастных. Казахи, в том числе и моя семья, кормили, поили, одевали и приводили к себе домой на поселение. Никому не дали погибнуть. Более того, высланные народы власти заставляли работать, а трудодни им не платили. Тогда каждая казахская семья делила свои заработанные трудодни пополам:себе и семье «гостя». О том, как казахи их приняли, спасли от смерти, помогли выжить помнят все переселенцы и проявляют бесконечную благодарность. Например,когда председатель колхоза после войны вышел на пенсию, переселенцы подарили ему «Волгу». Шаг по тем временам беспредентный. Многие после развала СССР выехали за границу,например, в Германию. Там принимают немцев из Казахстана иначе, чем из России.Поскольку первые проявляют черты характера присущие казахам: доброту, сопереживание, трудолюбие, честность.

Я отношусь к своим сородичам критически,но всегда горжусь тем, что в труднейшие годы они проявили свой национальный менталитет

Но ведь эвакуировали в Казахстан и целые творческие коллективы: Союзы писателей (А. Толстой и другие),Союз кинематографистов (И.Пырьев и другие), Большой театр (Г.Уланова и другие).Казахи, себе в ущерб, всех приняли лучшим образом. Но в советской литературе и кино никто даже не обмолвился о проявленном подвиге казахов по отношению к переселенцам.

Для сравнения, в соседнем русском Алтае точно также выбрасывали из товарняков выселенные народы. Как мне рассказывали очевидцы, местное население посмеялось над ними, большинство из которых не выжили. Вот такой менталитет русских [1]. Разве они могли даже понять и оценить подвиг казахов. Показательно, после развала СССР дома переселившихся из Казахстана на свою историческую родину русских, сжигают сами русские, поскольку те, перенявшие казахскую мораль, трудятся не покладая рук, не пьянствуют и богатеют.

В последующем Казахстан пережил четыре периода истории:




Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница