Межкультурный диалог начинается в детстве



Скачать 102.27 Kb.
Дата15.02.2018
Размер102.27 Kb.

Иксанова Юлия Александровна
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ

СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Наше общество в настоящее время переполнено асоциальными явлениями, порожденными неблагополучным состоянием института семьи: социальное сиротство, алкоголизм, девиантное поведение, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, преступность – неполный перечень того, что можно устранить, возродив полноценную семью. Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ибо здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации. Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Семья является единственным «воспроизводителем» высших ценностей: любви, веры, способности жертвоприношения (В.В.Розанов). [7]

Особенностью семьи как формы социальной организации являются особые духовные отношения, свойственные только для приватной жизни семьи. Семья представляет собой «частный микромир» личности, характеризующийся интимностью чувств и эмоций. Духовность обеспечивает целостность и полноту семейных отношений. Именно в семье конечной целью всех процессов является воспитания личности, обретение индивидуального нравственного стержня, морально-этическое становление индивида. Семья формирует духовную сферу человека, развивает его добродетели, приобщает к миру культуры.

Опираясь на взгляды русских религиозных философов начала XX в. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и др.), можно говорить о семье как о неотъемлемой части культуры. Семья рассматривалась как основной институт духовного воспитания индивида, как институт трансляции культурных и нравственных ценностей, как «домашняя школа» формирования и развития личности. [1]

В истории ценности семьи остаются неповторимыми и уникальными, незаменимыми никакими другими ценностями. Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Социологи констатируют, что в современном мире, и в частности в России - налицо кризис ценностей, а отсюда появляется зависимость человека от капризов экономики. Выгода становится основным двигателем всего общества. Растущее число людей всеми возможными способами старается заполнить существующий вакуум, подавить в себе ощущение бессмысленности собственной жизни, которая возникает, в частности, и из-за размывания семейных ценностей. Один из таких способов - стремление, во что бы то ни стало, повысить свой социальный статус и уровень материального благосостояния. Перед человеком встала проблема соотнесения путей личностной самореализации с семейным бытием. Сегодня важно понимание того, что в жизни можно и нужно ориентироваться на духовность, нравственность и любовь. Эти ориентиры представляют ценность и в свою очередь воспитываются в семье и закрепляются в обществе, если нет, тогда можно предрекать духовную деградацию. Человечество живо только благодаря семейному кругу, центру всех человеческих отношений. С разрушением семьи наступает разрушение личности, а далее и государства. От того, сохранит ли наш народ семейные ценности и семью как ценность зависит, сохранит ли себя Россия как страна. И очень хочется, надеется, что именно так и будет. Ведь именно семья создаёт человеческие судьбы, характеры, а в эпохи «экономцентризма» и сексуальной революции она должна помочь сохранить в человеке всё самое лучшее. [2]

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. В семейной психологии выделяются следующие основные ценности семьи: ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально - интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.

Проведя анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.

В современной российской социологии семьи выделяются две основные исследовательские парадигмы. Первая, "прогрессистская" парадигма, представителями которой являются Вишневский А.Г., Голод С.И., Мацковский М.С. и др., рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам. Вторая, "кризисная" парадигма, представителями которой являются Антонов А.И., Борисов В.А. и другие, объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе: семейные ценности, в частности - ценность многодетной семьи и стабильного брака, заменяются на ценности, связанные с личными (индивидуальными) устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и социализационную функции. Семья, ведь с одной стороны, является производной от состояния общества, а с другой – выступает как движущая сила его развития. [8]

Таким образом, семейные ценности – это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. [6] Исходя из определения социологи выделяют три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.

Основной задачей государственной семейной политики является формирование поколения, ответственного за свое здоровье и обладающего навыками социально и экономически ответственного поведения, сохраняющего семейные ценности, национальные традиции, историю и культуру своей Родины. Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи.

Изменение ситуации возможно лишь с появлением поколения молодых людей, для которых сохранение здоровья, семьи, рождение здоровых детей станет основной жизненной ценностью. Для того чтобы через 5—6 лет в нашей стране стали рождаться здоровые дети, работу по формированию ценностных образований необходимо проводить среди молодых людей 14—18 лет.

В последнее время происходит трансформация семейных ценностей, которая находит свое выражение в следующих процессах:

- снизился жизненный уровень - плохие жилищные условия или невозможность приобрести свою жилплощадь, низкий уровень семейного бюджета - безработица;

- высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей; материальная поддержка матерей – одиночек, тем самым нет необходимости создавать семью;

- формируется нуклеарная семья, ослабевают родственные связи, растет смертность;

- снизилась покупательная способность семьи - недоедание, ухудшение здоровья (особенно детей);

- чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности - стрессы, депрессии, аффекты (ссоры, ругань, драки, а порой и убийства/ самоубийства, и всё это может происходить при детях) и т.д.

Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки молодежи к семейной жизни заставляют копировать программы подготовки из зарубежных педагогических систем, не соответствующие российской культурной специфике и социальным условиям. Эти противоречия свидетельствуют об актуальности исследования этой проблемы и необходимости разработки современных программ, направленных на формирование адекватных представлений о семейных ценностях у юношей и девушек в нашей стране. Пропаганда ценностей российского общества, таких, как здоровье, труд, семья, любовь к Родине, ее истории и традициям, ее природе, должна стать тем действием, которое соединит в единую систему деятельность различных организаций по работе с молодежью. [4]

Действительно, особое значение семейный вопрос имеет для молодежи. Сегодня удлиняется период подопечности, сужается возможность самостоятельных действий и оценок, ориентиры молодежи - престижно-потребительские, мы наблюдаем информационное загрязнение «среды», малую информированность в школьные годы, отсутствие программы по основам семейной жизни. Очень важно уберечь молодых людей от досадных ошибок, в том числе, трагически непоправимых, оказать помощь в принятии верного ответственного решения, не навязывая свои мысли и советы. От того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависят его жизненный путь, душевное и духовное состояние и развитие. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение. Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных людей. Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время. Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку. Поэтому, хочется подчеркнуть, важность таких ценностей, как любовь, целомудрие, верность. Эти ценности нужно в первую очередь донести до сознания подростков, молодежи, чтобы они поняли: человек не может жить по закону инстинкта. Сегодня все силы нужно обратить на то, чтобы сохранять семью, а молодежь учить тому, что такое семья. Предполагаемые механизмы формирования качественного семейного образования, таковы: поддерживать семьи «со стажем» (10-18 лет совместной жизни), создавать курсы для молодежи и семейные клубы для семейных пар, в университетах ввести специальность «семейная психотерапия», организовывать региональный семейный отдых и др. Жаль, что сегодня в школе отсутствует учебная дисциплина «Этика и психология семейной жизни», а ведь именно здесь многому учились будущие супруги как теоретически, так и практически – проигрывая жизненные ситуации, происходящие в семье. Надо больше в школе уделять времени внеклассным мероприятиям, связанным с трансляцией отношений в благополучных семьях, таким образом, организуя например, спортивные мероприятия, праздники или другие формы привлечения полных, благополучных семей.

Результаты многолетних социологических исследований социальных ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения социально-экономических условий и социокультурных ориентиров, происходящие в последнее время в нашей стране, вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентации молодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали ценности психологического характера: общение, любовь, семья. Результаты исследований последнего десятилетия показывают, что ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандарты и индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентации, постепенно вытесняя ценности психологического порядка, которые пока сохраняют свою значимость для 83% респондентов в качестве основной ценности и мечты о "настоящей любви".[5]

Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения.

Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. [3]

Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся, у студентов среднего и высшего образования и тем самым формировать общую готовность к качественной, здоровой семейной жизни.

Литература:



  1. Безнощенко Е.А. Семья в системе ценностных установок современного общества / Е.А. Безнощенко // Вестник Российского университета дружбы народов – М., 2010, – № 4. – С.4-15.

  2. Бойков В.Э. Ценности и ориентации общественного сознания россиян – 2004. -№7. С.46-52.

  3. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования.- 2006. - №11. –С. 36- 51.

  4. Лисовский В.Г. Молодежь: любовь, брак, семья. СПб.: Наука. 2008.

  5. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. -1994. - №5.- С. 24 – 32.

  6. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 55-67.

  7. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. М.: Республика, 2004.

  8. Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестник Московского университета. Серия социология и политология. -1997. -№ 3. С. 65 – 79.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Психология общения
2012 -> О проекте создания интегрированного спецкурса «антиутопия и тоталитаризм» забегин а. В. Задачи курса
2012 -> Семинар 09 Домашнее задание: фио
2012 -> Стадии и уровни модернизации
2012 -> Россия как политическая гомоморфоза
2012 -> С 15 июня 2006 года работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения вич/спид. Единый бесплатный номер на всей территории России
2012 -> Принципы рациональной фармакотерапии
2012 -> Президента республики казахстан лидера нации н. А. Назарбаева народу казахстана


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница