Межкультурная коммуникация словарь терминов a адапта́ция культу́рная



Скачать 351.98 Kb.
страница1/19
Дата15.03.2018
Размер351.98 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Автор – доцент Э.А. Усовская
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Словарь терминов
A
Адапта́ция культу́рная – приспособление человека, социальных общностей к экологической, социальной, исторической средам, вследствие которого изменяются как последние, так и индивиды, группы, культуры. А. к. предполагает изменение стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, способов трансляции социального опыта. Является одним из ключевых факторов культурогенеза и культурной динамики.

В работах представителей классического эволюционизма XIX в., в частности Л. Моргана, А. к. рассматривается как доминантный фактор, определяющий культурное многообразие человечества, характер, темпы, направленность и особенности социокультурной эволюции обществ. Функционализм, неоэволюционизм придавали фактору адаптации важное значение, но не абсолютизировали его. В рамках экологической антропологии А. к. рассматривается с позиции взаимного влияние и изменения двух суперсистем, экологической и культурной, вследствие чего культура никогда не является окончательно приспособленной, а поэтому меняющейся системой.

А. к. означает постепенное вытеснение процесса биологической эволюции гоминидов (антропогенеза) процессом эволюции форм деятельности (социо- и культурогенезом). Это значит, что А. к. становится основным средством человеческого приспособления к среде. А. к. является негенетическим способом приспособления и осуществляется в формах кодирования, сохранения и трансляции социально и культурно значимой информации, деятельности человека. А. к. означает не пассивное приспособление к среде, а ее активное преобразование.

Индивидуальный уровень А. к. включает процессы социализации, инкультурации, аккультурации. Последняя может привести к ассимиляции ценностей и установок собственной культуры и замене новым этологическим культурным комплексом.



Аккультура́ция – процесс изменения элементов, комплексов, парадигм культур, вступающих во взаимодействие при сохранении их идентичности. Термин «А» применяется для обозначения как самого процесса межкультурных, межэтнических контактов, так и их результатов. Общепринятой в науке позиции о появлении термина нет. Практически одновременно термин А. появляется в немецкой школе диффузионизма, и в английской этнологии в конце XIX в. Тогда же американский этнограф У. Хоумз употребил термин А. для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой. Научная атрибуция термина была осуществлена в рамках американской культурантропологической школы, в частности ее исторического и психологического направлений (Ф. Боас, Р. Лоуи, М. Мид, Р. Редфилд. Р. Линтон и др.). Разработку получил в теории функционализма Б. Малиновского, релятивизма М. Херсковица.

Изначально понятие А. к. фактически сводилось к ассимиляции. Нередко А. к. выступало синонимом межкультурной коммуникации. Классическое понимание А. к. было дано в «Меморандуме об изучении аккультурации» Редфилдом, Линтоном и Херсковицом, которые разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как «совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих».1 Исследователи выделили различные модели А. Критерием для их экспликации послужила реакция группы, культуры, на которые оказывали воздействие другие культуры, социальные общности. Первая модель – принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым). Вторая – адаптация (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием иной культуры). Третья модель – реакция (полное отторжение «чужих» культурных паттернов и стремление сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

До 1950-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиционных культур под воздействием западной цивилизации. Начиная с 1950–60-х гг. произошло ощутимое расширение исследовательской перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию между незападными и западными культурами. В настоящее время А.к. рассматривается как форма межкультурной коммуникации, с одной стороны, как результат адаптации мигрантов к неродной культуре – с другой. Во втором случае А.к. рассматривается в большей степени в качестве психологической стратегии адаптации.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница