Международное гуманитарное право



Дата11.08.2018
Размер62.2 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • Ссылки

Международное гуманитарное право.

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

В настоящее время актуальны многие проблемы международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Во многих странах мира, в том числе России и Соединенных Штатов Америки обострилась проблема терроризма, имеющая транснациональный характер и угрожающая стабильностью в мире. Наиболее важной проблемой в сфере международной безопасности является соблюдение всеми субъектами международного общения принципов и норм международного гуманитарного права. Особенно сейчас это актуально в связи с войной в Ираке. Война ещё раз показала, что нет действенного механизма реализации устава ООН. Существует негативная тенденция создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран, при лидерстве Соединенных Штатов Америки и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. (по 6).

В тоже время мировое сообщество преисполнено решимостью: укреплять уважение к принципу верховенства права в международных делах; обеспечить соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП) в областях контроля над вооружениями и разоружением; предпринимать согласованные действия по борьбе против международного терроризма.(5).


Целью данной работы является изучение некоторых военных аспектов международного гуманитарного права.

В первой части работы представлена история становления МГП и показано его значение. Обозначены основные аспекты права международной безопасности. Международное гуманитарное право (МГП) зародилось ещё во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими при­чинами, как международное разделение труда, объединение усилий госу­дарств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития госу­дарств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Ни одно государство ни в какую эпоху не могло существовать дли­тельное время абсолютно изолированным от других государств. Тысяча­ми нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникацион­ных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, меж­дународное право является естественным продуктом исторического раз­вития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

Современное МГП сформировалось в начале XX века и отражено в уставе ООН. Международное гуманитарное право- совокупность юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами, и другими участниками (субъектами) международного общения. Международное гуманитарное право служит основой обеспечения международной безопасности и является важнейшим гарантом поддержания стабильности в мире. Международная безопасность – система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов международного права, исключая решения спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой. Она имеет всеобъемлющий характер; включает в себя экономические, политические, военные, экологические, гуманитарные, информационные и другие аспекты. Традиционно существовавшая ранее военно-политическая безопасность государств дополнилась ныне экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасностью. Перед человеком во весь рост встали проблемы, которые для своего решения требуют объединения усилий всех государств. Всё это позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.

Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства (группы государств) за счёт безопасности другого государства (группы государств). Стремление к достижению военного превосходства - движущая сила гонки вооружений, антипод снижению уровня военного противостояния, а также политической, экономической и социальной стабильности. Гонку вооружений, как и ядерную войну, выиграть нельзя. Военные доктрины всех государств должны быть строго оборонительными. Ядерные и обычные вооружения и вооружённые силы государств должны быть сокращены в количественном и качественном отношениях вместе с бюджетными расходами на них и находиться на уровне разумной достаточности для обороны под эффективным международным контролем.

Во второй части работы анализируются различные аспекты права вооружённых конфликтов, указываются официальные документы – источники МГП. Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направлен­ных на защиту людей, страдающих от бедствий, вы­званных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, со­ставившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.

Принятые в конце XIX — начале XX в. докумен­ты, касающиеся ограничения средств и методов веде­ния военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на за­прещение бактериологического и химического ору­жия или средств воздействия на окружающую среду.

Впоследствии Гаагские и Женевские конвенции не раз нарушались в ходе войн, так как нет правоприменительной практики, сводящей к минимуму нарушения МГП.

Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения по средствам и методам ведения военных действий. Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования пра­вовой базы их использования. Международное гуманитарное право, основные до­кументы которого ратифицированы почти всеми госу­дарствами мира, ограничивает право сторон исполь­зовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторо­нами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.



Третья часть работы посвящена проблеме ответственности в МГП. Международное право предусматривает ответствен­ность государств и отдельных лиц, нарушивших пра­вила ведения войны. К формам международно-правовой ответственности относятся: санкции- индивидуальные и коллективные принудительные меры, применяемые для предупреждения или в качестве ответной меры на совершенное международно-правовое деяние, сатисфакции- предоставление удовлетворения пострадавшему государству (выраже­ние сожаления, публичное извинение, наказание виновных, оказание особых почестей пострадавшему государству), репарации- возмещение причиненного материального ущерба государством-агрессором натурой или деньгами , реституции- возврат в натуре иму­щества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государст­вом с территории про­тивника. На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Военные преступники подвергаются наказанию по законам страны, на территории которой они совер­шили свои деяния. В некоторых случаях для этого создаются международные суды. Согласно нормам международного права государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования военных преступников. Это обязательство возложено как на воюющие, так и на невоюющие государства. Наказа­ние должно применяться ко всем виновным: собст­венным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений. Жестокие меры ответственности, предусмотренные международным гуманитарным правом, являются превентивным фактором военных преступлений. Как показала международная практика государств и многочисленные локальные войны и межэтнические конфликты, международное право в период вооруженных конфликтов и поныне сохраняет свою актуаль­ность и нуждается в постоянной корректировке и развитии.

Ссылки:


  1. Декларация тысячелетия ООН\\ Экология и образование-2001г.-№1-2-с.2-6.

  2. Международное публичное право. Учебник. Издание второе \ Под редакцией К. А. Бекяшева. - М.:ПБОЮЛ Грачёв С. М., 2001. – 640с.

  3. Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. – М.: Междунар. Отношения, 1989. – 160 с.



Каталог: 2011
2011 -> К вопросу об этнических стереотипах у коренного населения Сибири в отношении трудовых мигрантов
2011 -> Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа минимума кандидатского экзамена по специальности
2011 -> Социальная активность современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница