Международная академия наук педагогического образования



страница1/13
Дата04.03.2018
Размер0.97 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных исследований


Центр теории и истории культуры

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (IAS)

Отделение гуманитарных наук Русской секции

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр тезаурологических исследований


ТЕЗАУРУСНЫЙ АНАЛИЗ

МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Сборник научных трудов

Выпуск 8

Под общей редакцией

профессора Вл. А. Лукова



Москва

2006

Печатается по решению

Института гуманитарных исследований

Московского гуманитарного университета

Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 8 / Под общ. ред. Вл. А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 73 с.
В сборнике помещены работы, в которых представлены теоретические аспекты тезаурусного научного подхода и результаты его практического применения к различным областям гуманитарного знания (теория и история культуры, литературоведение, социология).

Ответственный редактор

заслуженный деятель науки РФ,

доктор филологических наук,

профессор Вл. А. Луков

© Авторы статей, 2006.

© МосГУ, 2006.

Вал. А. Луков

Вл. А. Луков

Н. В. Захаров
ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ КАК КОНЦЕПТА

И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В данной статье под ценностными ориентациями понимается существенная сторона тезауруса, а именно: направленность субъекта (личности, группы, сообщества) на цели, осознаваемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения. При этом из направленности на признаваемые позитивными жизненные цели не следует автоматически активных действий субъекта по их достижению в реальной действительности.

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова и др., а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов1. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни2. В период перестройки (1985–1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений (фактически это был путь к переходу к изучению молодежных субкультур). Наконец в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и «переоценки ценностей» в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина3. В последние 15 лет в России проведены десятки эмпирических исследований, защищены несколько сотен диссертаций по проблемам ценностных ориентаций молодежи4. Правда, нередко масштабы таких исследований, их методическая корректность и возможности сопоставления данных остаются предметом критики.

Мы рассмотрим тенденции изменений в ценностных ориентациях студенческой молодежи, которые зафиксированы на эмпирическом уровне. Однако для начала установим, в чем теоретический смысл исследования ценностных ориентаций, в чем суть ценностного аспекта молодежных исследований.




Каталог: nauchnaya -> publications
publications -> Доклады и материалы Выпуск 10 Москва
publications -> Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы
publications -> Доклады и материалы Выпуск 9 Москва
publications -> Школьное воспитание и образование в период трансформации российского общества
publications -> Взаимодействие права и морали : материалы Международной научной конференции / отв ред. Т. А. Сошникова. — М. Изд-во Моск гуманит ун-та, 2014. — 262 с
publications -> Доклады и материалы Выпуск 7 Москва


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница