Механизмы влияния сми на политическое сознание граждан



Скачать 66.84 Kb.
Дата23.07.2018
Размер66.84 Kb.

О.В. Введенская

Санкт-Петербургский государственный университет



Механизмы влияния СМИ на политическое сознание граждан

В работе представлены подходы к анализу лингвистических и идеологических механизмов воздействия на политическое сознание, рассматриваются особенности воздействия в рамках коммуникативной стратегии, особое внимание уделяется молодежи, как наиболее уязвимой группе.

Ключевые слова: политическое сознание, СМИ, механизмы влияния, коммуникативная стратегия.
O.V. Vvedenskaya

St Petersburg State University



Mechanisms of media influence on the political consciousness of citizens

The work analyzes the linguistic and ideological mechanisms of influencing the political consciousness, the impact in the communicative strategy, the youth, as the most vulnerable group.

Keywords: political consciousness, media, mechanisms of influence, communicative strategy.

Согласно теории четвертой власти, СМИ – мощный инструмент влияния на политическое сознание. Механизмы этого влияния можно разделить на лингвистические и идеологические. Лингвистические механизмы включают различные стилистические приемы влияния на адресата, идеологические – методы пропаганды и манипуляции. Стилистические приемы – сообщение, вопрос, побуждение, выражение оценки, обращение к адресату и т.п. Следует отметить такое свойство текстов, как диалогичность, которое заключается в отражении учета позиции адреса, установлении контакта с читателем, прямом обращении к читателю, побуждении к разрешению той или иной социальной или политической проблемы, побуждении к определенным действиям, конкретных рекомендациях (Л. Р. Дускаева). Диалогичность выражается и в использовании журналистом цитатного письма, как включении в разговор с читателем «третьего собеседника» (эксперта по тому ли иному вопросу, например). Цитатное письмо с использованием таких лингвистических приемов, как эпиграф, аллюзия, аппликация, парафраз, способствуют возникновению у читателей ассоциаций, обогащающих содержание текстов.

Идеологические механизмы – распространение политических мифов, стереотипов в обществе, пропаганда и манипуляция. Пропаганда реализуется через воздействие на рациональное и эмоциональное («креденду» и «миранду»). С их помощью достигается управление обществом (Г.Ласвэлл). Пропаганду можно разделить на позитивную и негативную. Цель позитивной – способствовать социальной гармонии в обществе, цель негативной – создать конфликт (А.Цуладзе). Манипуляция подразумевает использование в текстах СМИ намеков, иронии, шуточной интонации, подтекста, разговорных слов, просторечия, жаргонизмов, грубых слов. Под манипуляцией подразумевается и искажение информации, смещение акцентов, варьирование от частичной до полной деформации сообщения, использование дисфемизмов, эвфемизмов и пр. Сюда входит целенаправленное замалчивание фактов, определенная компоновка материала (С.Г. Кара-Мурза).

СМИ – один из инструментов влияния на массовое сознание. Как правило, оно осуществляется в контексте определенной коммуникативной стратегии. Коммуникативная стратегия состоит из определенного набора атрибутов. Среди них базовые идеи проекта, идеологии проекта, истории и мифы, идентификационные символы проекта, идеологов и акторов проекта, каналы распространения информации (СМИ, блоги, специализированные сайты), целевые аудитории проекта. Идеологи общественно-политической идеи, помимо выступлений в СМИ, могут вести блоги, проводить семинары, лекции, участвовать в конференциях и т.п.



Подростки и молодежь больше всего подвержены влиянию со стороны Интернета и СМИ, в частности телевидения. Воздействие может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Параллельно с формированием определенного политического сознания молодому поколению могут навязываться и агрессивные модели поведения, игнорирующие такие общечеловеческие ценности, как дружба, справедливость, честь, достоинство, честность.

В целом, средства массовой информации, наряду с Интернетом, безусловно, являются лидерами в формировании политического сознания граждан. Несмотря на скептицизм определенной части населения, медиаинформация существенно влияет на политические установки, нормы и ценности личности.
Каталог: upload -> files
files -> Проект обществознание
files -> Проблема человека в философии
files -> «картина мира в глянцевых журналах» Н. рук. – Леонтьева Галина Александровна Кафедра периодической печати Очно-заочная форма обучения
files -> Постановление О порядке подготовки населенных пунктов муниципального образования Сергеевское сельское поселение к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров в 2014 году
files -> Постановление Об утверждении долгосрочной муниципальной


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница