Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России Ключевые слова



Скачать 227.2 Kb.
страница1/7
Дата04.01.2018
Размер227.2 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Кириллова Н.Б.

доктор культурологи, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, директор Центра медиакультуры и медиаобразования УФУ



ufro@bk.ru
Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России
Ключевые слова: медиалогия, медиасреда, медиакультура, медиафилософия, медиаполитика, медиапедагогика, информационное общество.
Три десятилетия демократических реформ в России продемонстрировали поразительные результаты: страна сделала рывок от тоталитарной системы к цивилизованному обществу; очевидна при этом роль массмедиа как катализатора многих социальных процессов, их влияние на формирование новой российской медиасреды, более открытой и демократичной, что позволило нашему обществу войти в информационное и социокультурное пространство мира.

Медиасреда (глобальная и локальная) представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру, экономику – все то, что окружает человека, способствуя его социализации.

Роль медиакультуры, составляющими которой являются телевидение (эфирное, кабельное, спутниковое), цифровое кино и фото, мультимедиа, электронная почта, компьютерные каналы и Интернет как «пространство свободной коммуникации», резко возросла на рубеже XX-XXI веков.

Все это доказывает, что мы живем уже в новой цивилизации, основу которой составляет информация. Даже знаменитый футуролог Э. Тоффлер, доказавший реальную власть медиа,1 не мог предсказать роли «галактики Интернет»2, объединившей мир в глобальную информационную систему.

В этой связи границы изучения медиа стремительно расширяются. Современная медианаука прошла большой путь – от истории отдельных средств коммуникации, к примеру, наскальных рисунков, летописей, рукописной книги, устных культур и т.д. до исследования сферы массовой коммуникации и ее роли в обществе.

В первой половине XX века выделились два направления в изучении этой сферы. Первый научный метод был предложен американскими социологами и психологами (П.Лазарфельд, Г. Саймон, Б.Ф. Грин и др.) и состоял в том, чтобы определить степень воздействия СМК на личность. Второе направление, развитое в Европе, обычно связывают с Франкфуртской школой социологических исследований в Германии (Т.Адорно, М.Хоркхаймер и др.) и деятельностью художественных критиков (Ф.Ливис, Д.Томпсон) в Великобритании.1

Сегодня очевидно, что на рубеже XX-XXI веков рождается новая наука — медиалогия, начинающая обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о синтетической гуманитарной науке, которая опирается на основы культурологии и семиотики, философии и педагогики, политологии и менеджмента. Термин «mediologie» впервые был введен французским политологом и социологом Режи Дебре еще в 1990 году для обозначения нового учения о средствах, предназначенных для передачи знаний и традиций, то есть культурных благ. Этому посвящена и его работа «Introduction a la Mediologie»,2 переведенная на русский язык.

Интенсивное изучение медиа «обусловлено социальными аспектами информационного общества и перспективами культурного прогресса в целом», - считает К.Э. Разлогов, доказывая при этом, что проблемы информатизации лежат в социокультурной, а не естественнонаучной сфере.3

Проблемное поле новой науки достаточно широкое: здесь и вопросы развития медиакультуры, ее антропология и генезис, знаковая система и социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и мире; в объекте медиалогии также принципы духовной регуляции различных сфер бытия, эволюция социокультурных и политических систем, а также новые мифологии, информационные войны, проблемы социализации личности и многое другое. Одна из главных задач медиалогии — изучение многообразия и взаимодействия разных культур в глобальном медиапространстве на этническом и художественном уровнях.

Как любая научная дисциплина, медиалогия располагает своей системой научных категорий и понятий, собственной терминологией, которые формировались параллельно с развитием информационного общества.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница