Матримониальное поведение уральской молодежи в преддверии марша мендельсона



Скачать 251.58 Kb.
страница1/5
Дата01.07.2018
Размер251.58 Kb.
  1   2   3   4   5

Павлов Б. С.

д. филос.наук,, в.н.с. Института экономики УрО РАН

pavlov_boris@mail.ru

Анисимов С.А.

д.соц.н., профессор РАНХ и ГС


МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УРАЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРЕДДВЕРИИ МАРША МЕНДЕЛЬСОНА
Ключевые слова: социализация, культура демографического поведения, предбрачие, любовь, семья, дети, домашний труд, девиантное поведение, семейная политика.
Семья и дети. Эта тема вновь и вновь объединяет всех нас независимо от того, в какой стране мы живём, какой мы национальности, какую исповедуем веру. Все мы родом из детства, из семьи. Благодаря ей не кончается круг жизни. В последнее время можно услышать, что «институт семьи» изжил себя, а «быть супругами стало не модно». Но если спросить любого человека, куда он идет с бедой и радостью, то почти все скажут – «в семью!» Семья – оплот любого государства. Ведь именно она, в конечном счете, обеспечивает его роль в мировом сообществе, социальное благополучие и стабильность, или, другими словами: «Крепка семья – крепка Держава»1.

В обыденном сознании непреложной аксиомой является положение о том, что дети нуждаются в родительской семье, в мамах и папах, в братьях и сёстрах. Гораздо реже мы задумываемся и, соответственно, подвергаем анализу такой аспект матримониальных отношений, как процесс формирования потребностей, интересов, ценностных ориентаций у самих детей (по мере их взросления) на создание собственной семьи, рождение собственных детей. Другими словами, речь идет о естественном процессе воспроизводства непосредственной жизни. В общественном сознании устоялось и поддерживается мнение, что этот процесс традиционно незыблем, что в новых, нарождающихся поколениях, «автоматически» воспроизводится тяга к семейному образу жизни, к рождению и воспитанию потомства, извечной заботе о воспроизводстве рода. Укреплению этой позиции служит, например, утверждение о природно-биологической сущности «материнского инстинкта» и его обязательном воспроизводстве в новых женских поколениях1.

В то же время в тени у исследователей находится проблема целенаправленной деятельности как родителей, так и их детей, по подготовке (самоподготовке) к «обязательному» жизненному этапу каждого нормального человека – созданию и нормальному социально-биологическому развитию собственной семьи. В данном случае под «нормальным» развитием понимается целенаправленное и осознанное развитие индивидуальной семьи, способной и стремящейся реализовать весь спектр социально-биологических семейных функций, которые исторически предписаны этому важнейшему социальному институту общества. В частности, речь идет о процессе воспроизводства в детях потенциальных матерей и отцов, способных и стремящихся стать таковыми в реальности. И стать не просто носителями биологических качеств и характеристик, передаваемых по наследству своим детям.

В данном работе мы остановимся на одном из аспектов обозначенной выше проблемы, а именно, состоянии и особенностях добрачного поведения российской молодежи (на примере уральской).

В своё время В.А. Сухомлинский очень точно и образно выразил сложный процесс становления личности молодого человека: «... первый раз рождается живое существо, второй раз – гражданин, активная, мыслящая, действующая личность»2. Процесс «второго рождения» принято называть процессом социализации, который связан с освоением растущим и взрослеющим индивидом первичных общетрудовых и профессиональных знаний, умений, навыков, с жизненным самоопределением, отвечающим общественным, групповым и личным интересам. И, наконец, он знаменует превращение индивида в личность, способную и готовую к осознанному вступлению в общественный воспроизводственный процесс в качестве активного, дееспособного субъекта преобразования окружающей действительности.

«Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, - спрашивал К.Д. Ушинский, - не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить?...»3. Естественно, подобная ситуация вызвала бы, по крайней мере, недоумение у мало-мальски компетентного в строительстве человека. Однако, наше обращение к такому, казалось бы, самоочевидному факту небеспредметно. Успех подготовки молодых людей к семейной жизни предполагает, в первую очередь, выбор основных параметров оптимальной модели семьи, к строительству которой должен быть готовым и стремиться каждый взрослеющий молодой человек. В качестве таковых мы предлагаем выбрать, по крайней мере, три:

во-первых, это обязательность для нормального человека семейного образа жизни;

во-вторых, выбор оптимального возраста вступления в брак и образования семьи;

в-третьих, стремление к рождению и воспитанию в собственной семье, как минимум, 2-3 детей.

Выбранные нами параметры обусловлены, прежде всего, социально-биологически. Период воспроизводства собственного потомства для каждого человека должен быть «вписан» в его ограниченный природой жизненный цикл1. При этом важно соблюсти условия, при которых процесс рождения и воспитания (социализации) детей, с одной стороны, наиболее благоприятно обеспечивался бы природно-валеологическими ресурсами их родителей, с другой стороны, эти условия, по возможности максимально полно, способствовали бы решению двух противоречивых обстоятельств. Во-первых, они позволяли бы учитывать тактические и стратегические социально-биологические интересы общества и семьи и, во-вторых, сложные и во многом противоречивые интересы родителей и их потомства, по крайней мере, в последующих двух поколениях.

Вот лишь некоторые демографические факты, подтверждающие необходимость подобной детерминации. Вероятность рождения здорового потомства (при прочих равных условиях) наиболее велика у матерей в молодом возрасте (20-30 лет). Вероятность рождения второго, и особенно, третьего, ребенка у матери после 30-35 лет резко снижается по сравнению с возрастом 20-35 лет. Для матери, родившей первенца после 30-35 лет, проблематичной становится мечта побывать на свадьбе своей внучки.

Прибавьте к этому неравные социально-биологические адаптационные возможности у 20-летней и у 35-летней матерей к нелегкому и самоотверженному труду по уходу за ребенком (особенно в первые два-три года его жизни). А как быть с рисками для однодетных родителей потерять своего единственного ребёнка (из-за болезни, аварии и т.д.). Во многих случаях это завершается неутихающей болью матери и отца от безвозвратной утраты. Как следствие, это зачастую одинокая и, как правило, малорадостная старость, без заботы и поддержки близких и родных людей. Ещё большие перипетии происходят с людьми, по той или иной причине отказавшихся (по собственному волеизъявлению) от возможности родить собственного кровного ребенка или усыновить и воспитать «чужого»…

Итак, вернемся к основной теме нашего разговора – к модели семьи… Прежде всего, попытаемся ответить на поставленный выше первый, корневой вопрос: нужно ли вообще молодому человеку создавать собственную семью? Согласимся, что практически весь спектр социально-биологических потребностей современного человека (равно как мужчины, так и женщины) можно удовлетворить и не имея семьи, ведя холостяцкий (внесемейный) образ жизни. Общественная сфера услуг (в первую очередь, в большом городе) при желании потребителя и при наличии у него соответствующих средств, как говорится, «накормит», «напоит» и «спать уложит». Были б деньги… Зачем молодому дополнительные хлопоты по содержанию семьи, ограничения в личной свободе, семейные ссоры, «разборки»? Такие рассуждения вовсе не из серии досужих домыслов.

Основой эмпирической базы, использованной в статье, явились результаты социологического исследования, проведённого авторами в ряде городов Урала, в частности:




Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница