Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева



Скачать 181.66 Kb.
страница1/8
Дата30.12.2017
Размер181.66 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8

Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы



Е. Коротаева, кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета

Приемам анализа урока будущих педагогов обучают еще в вузах. Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

К сожалению, возможности урочной аналитической деятельности используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными причинами (условия массовой школы, двухсменный режим работы, постоянное введение новых критериев в разбор урока и т.д.), что приводит к формализму в показателях (количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу.

Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы. К таким, достаточно новационным для массовой школы подходам можно отнести появление матричных моделей для педагогического анализа урока.

Уровни и параметры


Прежде всего уточним само понятие - матрица. Это важно, поскольку термин взят из математической области; в связи с этим некоторые администраторы полагают, что данную матрицу можно использовать только для анализа занятий по естественно-научным дисциплинам. Однако многолетняя практика нашей школы убеждает в том, что если матрица составлена с учетом актуальных потребностей учебного процесса, она одинаково успешно применяется в любой образовательной сфере.

Матрица представляет собой прямоугольную таблицу (с любым набором строк и столбцов). Для матричной модели педагогического анализа урока была принята следующая схема: в столбцах отражаются основные параметры наблюдения урока, а строки характеризуют уровень овладения профессиональными знаниями и умениями.

В ходе работы мы выделили четыре основных профессиональных уровня:

1. Пассивный, выявляемый чаще всего у начинающих педагогов, которые еще не владеют преподавательскими умениями и навыками, а также у людей, просто не увлеченных профессией учителя.

2. Ситуативный отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий.

3. Активный, присущий, как правило, учителям со стажем, но бывает и так, что молодые специалисты демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или другим критериям. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличаются четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу учащимся. Вот почему и контрольные срезы, проводимые у этих учителей, показывают достаточно высокие знания школьников.

4. Творческий, характерный для педагогов с яркой индивидуальностью, имеющих особые находки в технологии обучения. Поэтому иногда трудно подобрать параметры для анализа подобных уроков.

Следующий шаг в разработке матричной модели касался определения параметров наблюдения за организацией учебного процесса на уроке. Сколько их должно быть? Какие параметры являются наиболее значимыми? И т.д. Проведенные исследования показали, что, во-первых, при необходимости можно варьировать количество и содержание параметров наблюдения. А во-вторых, “наборы параметров” для предметов гуманитарного и естественно-научного циклов могут (и должны) отличаться друг от друга.

Так, в результате анкетирования, опросов, заседаний методических объединений учителей, работы педагогических мастерских для предметов гуманитарного цикла педагогами были определены следующие параметры наблюдения:

1. Основным показателем служит умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу.

2. Далее встает вопрос: какими методами учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу.

3. Достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания? Ответить на эти вопросы помогает третий критерий, который фиксирует деятельность учащихся на уроке.

4. Говоря о субъектно-субъектной направленности обучения, нельзя обойти вниманием культуру взаимодействия учителя и учащихся в учебной ситуации.

5. Необходимо обратить внимание на речь учителя; способствует она оптимальному ведению урока или затрудняет учебную деятельность (этот критерий важен для всех педагогов, но особую значимость он приобретает для учителей гуманитарных дисциплин).

6. Особого внимания заслуживает наблюдение за воспитывающей стороной занятия (к сожалению, многие учителя не ставят перед собой такой цели при подготовке к уроку);

7. Требуют фиксации и профессиональные умения педагога осуществлять контроль ЗУНов учащихся, а также коррекцию педагогического процесса;

8. Последний критерий - результативность занятия - позволяет подвести общий итог (исходя из основных целей урока: образовательная, развивающая, воспитывающая).

В итоге матричная модель педагогического анализа урока выглядела поначалу следующим образом:




Каталог: download
download -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
download -> Основы паблик рилейшнз
download -> Э. Дюркгейм: Метод социологии
download -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница