Материя, вещество, поле, эфир



Скачать 448.12 Kb.
страница1/8
Дата17.01.2018
Размер448.12 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8

Время и пространство - философские категории или

частные характеристики движения и материи.
Вейник В.А.
Рукопись, 22 августа 2006 года.
«Мир един и подчиняется единым законам, вместе с тем он бесконечно разнообразен благодаря наличию неисчерпаемого множества неповторимых конкретных явлений. Картина никогда не будет полной, если ограничиться только одним каким-либо подходом» [2, стр.77-78].

А.И. Вейник.


«Логические ошибки ещё полезнее показать

молодым читателям, чем ошибки фактические...»

Пьер Бейль.
Основные вопросы философии.
Философия (греч. phileo - люблю и sofia - мудрость; буквально - любовь к мудрости) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Философия затрагивает настолько огромный круг вопросов, насколько безмерна человеческая любознательность. В любой отрасли науки всегда найдется что-нибудь «коренное», затрагивающее «мировоззренческие вопросы» и способное внести свой вклад в «целостность взгляда на мир». Однако мы не будем разбрасываться и ограничимся только теми «мировоззренческими вопросами», которые помогут нам прояснить устройство (структуру) материального мира.

Как известно, основной вопрос философии состоит в отношении материи и сознания: что является первичным - материя или сознание. В зависимости от решения этого вопроса философы довольно давно разделились на два основных направления - материализм и идеализм. Материалисты утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, т.к. возникло в результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты материю не отрицают, но рассматривают ее как низший род бытия, т.е. как вторичное (сотворенное) начало.

Если взглянуть на ситуацию попристальней, то станет ясно, что к науке пресловутый основной вопрос имеет весьма опосредованное отношение. Он всплыл в разгар идеологической борьбы, имеет отчётливую политическую подоплёку, а ответ на него превратился в тест на отношение к властям [1].

С одной стороны, правильнее было бы основным назвать вопрос о взаимоотношении материи и разума, как двух крайних пределов главного эволюционного ряда в макромире, отражающего развитие и усложнение материи от «неживой» к «живой» и «мыслящей». Вообще говоря, эволюционных рядов можно построить неисчислимое множество, но нам в первую очередь интересен тот, в состав которого входит человечество, почему, собственно, он и назван главным. При такой трактовке вопроса становится чрезвычайно важным как можно точнее определиться с содержанием понятий материи и Разума (с большой буквы). Прикинуть, какие неизбежные звенья располагаются внутри главного ряда, какое место среди них занимает человек и чем отличается разум человека от Разума, как предела этого ряда.

Но что удивительно, до сих пор ещё нет достаточно ясных и убедительных формулировок основополагающих понятий материи и сознания, не говоря уж о Разуме, ни со стороны, так сказать, материалистов, ни со стороны идеалистов.

С другой стороны, на данном этапе у современной философии есть и другие, не менее важные основные вопросы, способные коренным образом изменить ход развития науки. Например, являются ли время и пространство философскими категориями или всё же частными характеристиками материи и её движения. Этот вопрос гораздо важнее предыдущего вопроса об отношении материи и сознания, а может быть они оба должны решаться одновременно из-за наметившейся их взаимосвязи на уровне «тонких миров».

Вполне справедливо современное состояние науки профессор А.И. Вейник оценивает как панпарадигмальный период, который «характеризуется малым количеством парадигм-концепций, каждая из которых охватывает огромное число конкретных фактов. Естественно, что такой множественный охват возможен только в том случае, если исходные концепции отличаются определенной широтой и универсальностью. К сожалению, пока нет публикаций, в которых были бы четко сформулированы соответствующие мировоззренческие концепции современных теорий» [2, стр.20].


Материя.
Наиболее общепризнанным в современном материализме определением материи считается то, которое дал В.И. Ленин:

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [3].

Несколько шире об этом говорит «Философский энциклопедический словарь» (1983):

Исходным принципом (правильнее, постулатом) материализма является утверждение: материя – это единственная основа мира, «это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями» [4].

Если быть реалистом, то всё многообразие формулировок постулата можно свести к одной: материя – это абстракция, присущая мирозданию на мега- и макроуровнях (не ниже) и обладающая следующими аксиоматическими свойствами:

- непрерывность движения (в пространстве и во времени) и, как следствие, отсутствие абсолютного покоя;

- бесконечное разнообразие форм движения за исключением пространства и времени, которые не материальны и формами движения не считаются;

- несотворимость (и неуничтожимость);

- вечность (бесконечная продолжительность существования во времени);

- бесконечность (беспредельная распространенность в пространстве);

- дискретность (существование только в виде объектов), при искусственном ограничении количества изучаемых свойств однотипных объектов их допустимо рассматривать в виде статистических множеств, иначе - систем;

- бесконечное разнообразие объектов и систем, а также их индивидуальных свойств;

- бесконечное разнообразие связей и отношений между объектами и системами;

- дробимость (и увеличиваемость) объектов до бесконечности, как следствие, аддитивность - свойство величины, полученной путем сложения;

- обязательная наблюдаемость (сиюминутная или предполагаемая, т.е. потом, когда научимся).

Перечень свойств материи достаточно представителен за исключением некоторых сомнительных (нелогичных) моментов, например: отрицание абсолютного покоя, утверждение об обязательной наблюдаемости, упоминание о бесконечностях при определении некоторых её свойств, а также отделение пространства и времени от материи. Последнюю «нелогичность» поясню особо, если человек хоть чуть-чуть считает себя материалистом, то должен понять: формами движения материи должно признаваться абсолютно всё, что он способен «ощутить» (см. ленинскую формулировку). Следовательно, раз пространство и время фиксируемы и «отображаемы нашими ощущениями», то они с очевидностью являются формами движения материи на равных правах с любыми другими.

Кроме того, практически осталась за бортом проблема существования пустоты, в которой отсутствует всякое движение материальных объектов.

Но это с «технической» точки зрения, а главное, негласно подразумевается, что все указанные свойства материи полностью (!) распространяются, как на любые живые, так и на любые разумные объекты, включая, естественно, и Разум – второй предел главного эволюционного ряда в макромире.



Каталог: veinik -> articles
articles -> Сдано в печать Л
articles -> Игнатович В
articles -> Основной вопрос философии: миф или реальность
articles -> Гаузер Эрих Генрихович [Разум в живой природе, 2003]
articles -> Как соотносятся постулаты веры эволюционизма и креационизма
articles -> Взлет и падение Эйнштейна
articles -> Структура пространства
articles -> Концепции пространства и времени
articles -> Субстанциональная интерпретация концепции времени Н
articles -> Квантовая механика: плод незрелых размышлений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница