Материя и сознание



Дата02.07.2018
Размер51 Kb.


Материя и сознание1

Критические заметки

Анатолий Железняк

Актуальная цитата и ее критика

"Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции мира лежит не через перечисление ее свойств, а, как показал Ленин, … через соотнесение ее с сознанием: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131). Но хотя |2 Ленин и опирался на всю материалистическую традицию, он внес и принципиально новое в осмысление ее сущности, подчеркнув, что единственное свойство материи, с признанием которого связан диалектический материализм, есть "свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 275).

… По сути дела нельзя дать иного определения центральной категории теории познания – этого предельно широкого понятия, – кроме как посредством указания на ее соотнесение с другой, столь же широкой категорией – сознанием и определением того, что из них берется за первичное, а что за производное…"3.

Спиркин А.Г. "Основы философии", М., Политиздат, 1988, с. 100 - 101.

Выделенное красным противоречит выделенному синим: в 1-м случае материя определяется через сознание, во 2-м – утверждается независимость материи от сознания. Т.е., с одной стороны, материя принимает некую определенность лишь при наличии рефлексирующего сознания, с другой стороны, – существует вне всякого сознания. Получается, что в отсутствии сознания материя есть нечто неопределенное и неопределяемое.

Ближе к истине, наверное, "синее" суждение. Хотя "вне нашего сознания" объективно и реально существует не только материальное, но и идеальное (например, наше подсознание, чувства животных, пространство - время, законы природы). Т.е. далеко не всякая "объективная реальность", внеположная "нашему сознанию", материальна. А всякая ли материя объективна и реальна? Трудно сказать, потому что степень определенности понятий "материя", "объективность" и "реальность" примерно одинаковы, и определять одно через другое и третье – непродуктивно.

Ниже дается критика "красной" идеи – через ее сопоставление с "объективным идеализмом".

Табл. 1. "Материя" и "сознание" в материализме и объективном идеализме



Материализм

Идеализм (объективный)

материя может творить сознание

(но сознания может и не быть!)



сознание может творить материю

(но материи может и не быть!)



материя самодостаточна и не нуждается в осознании

сознание самодостаточно и не нуждается в материализации




Рис. 1. "Материя" и "сознание" в материализме и объективном идеализме

∑ Определение материи через сознание (которое, в свою очередь, определяется через материю) неправильно, так как:

1) является тавтологией;

2) не отличается от аналогичного определения в системе объективного идеализма (в котором материя и сознание просто переобозначены как сознание и материя); при этом материалистическая диалектика оказывается зеркальной копией идеалистической диалектики;

3) предполагает наличие сознания и теряет смысл при его отсутствии.

∑∑ Материю – предельно общее понятие – невозможно определить иначе, кроме как через перечисление ее форм.

? Материя = а) вещество; б) поле (сопряженное с веществом?).

***


"Материи" должно быть противопоставлено в философии не "сознание", а "идеальное":

идеальное = нематериальное;

материальное (вещественное, телесное) ↔ идеальное (невещественное, бестелесное).

"Сознание" – далеко не всё идеальное – понятие куда более узкое, чем "идеальное", и с "материей" сопоставляться не должно.




Записано в 1988 г., при изучении "марксистско-ленинской философии". Существенно дополнено в мае 2007 г.

2 Разделительный знак между страницами цитируемого источника.

3 Выделение цветом и жирным курсивом – мое, курсивом – авторское (Ленина? Спиркина?).


Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Т. В. Юрьева Историческая интерпретация русского православного иконостаса
2018 -> Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому
2018 -> Круглый стол «Вечной может быть лишь Россия Духа» /к 70-летию со дня смерти выдающего русского философа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница