Материалы I всероссийской научно-практической конференции «Художественно – эстетическое образование школьников в Детской школе искусств: поиск новых педагогических приемов и технологий»



Скачать 121.12 Kb.
страница1/11
Дата16.02.2018
Размер121.12 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МКОУ ДОД Детская школа искусств  Пластовского Муниципального района.

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции

«Художественно – эстетическое образование школьников в Детской школе искусств: поиск новых педагогических приемов и технологий».

Цели конференции:

• развитие взаимодействия между образовательными учреждениями различного уровня;

• обмен опытом работы по организации учебно-воспитательного процесса в ДШИ.

Задача конференции: обсудить актуальные проблемы художественно – эстетического образования школьников на современном этапе.
Тематика:


  1. Применение инновационных технологий на уроках теоретических дисциплин музыкального, хореографического отделений, отделения хорового пения (сольфеджио, музыкальная грамота).




  1. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках музыкальной литературы и слушании музыки.




  1. Формирование коммуникабельности и коммуникативности учащихся на уроках специальности.




  1. Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к концертным и конкурсным выступлениям (из опыта работы).




  1. Приемы и методы преподавания предмета “История изобразительного искусства” в старших классах на отделении изобразительного искусства в системе дополнительного образования.




  1. Развитие метро – ритмического слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста на отделении хореографического искусства (из опыта работы).




  1. Роль декоративно – прикладного искусства в формировании эстетического интереса у учащихся средних и старших классов.




  1. Личностное становление ученика ДШИ через самовыражение на занятиях по классу: “Фортепиано”, “Скрипка”, “Баян”, “Аккордеон”, “Домра”(на примере синтезированных уроков).



  1. Роль семьи в музыкальном воспитании детей в условиях системы дополнительного образования.




  1. Воспитательный потенциал музыкальных мероприятий в образовательном процессе Детской школы искусств.




  1. Инновационные технологии в процессе работы над репертуаром в вокально- хоровом коллективе на отделении хорового пения в ДШИ.



  1. Современные проблемы общего художественного и музыкального образования.

Праздник как средство эстетического воспитания учащихся школы и способ адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Детской школы искусств

Горохводацкая С.И.

Директор МКОУ ДОД ДШИ

Пластовского муниципального района
Радостные впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. Конечно же, самые яркие из них связаны с праздниками, где ощущения радости усиливаются от совместных с окружающими переживаний. Праздники воздействуют на сознание детей, способствуют формированию мировоззрения, эстетического отношения к окружающей действительности, так же удовлетворяют коммуникативные потребности. В детской школе искусств праздник является частью учебного процесса, что возлагает на преподавателей особую ответственность за подготовку и организацию праздника, за методическое осмысление и реализацию его воспитательного потенциала.

Особенно важен этап рождения идеи и создания сценария. Образное режиссерское решение – основа всей последующей работы. При создании сценария необходимо опираться на художественный опыт учащихся. Так, сказочные герои постановки должны быть близки детям, возможно знакомы по книгам и мультфильмам. Самое важное, чтобы сюжет был понятен детям, давал им возможность проявить лучшие чувства и качества. Истина усваивается тогда, когда она пережита, а не просто преподана. Поэтому необходимо включать в сценарии моменты активного участия и максимального взаимодействия всех присутствующих на празднике. Нужно понимать, что праздничное мероприятие не сводится к концертным номерам.

Настоящий праздник возникает тогда, когда художественная образность выступает в качестве побудительного стимула к самостоятельным действиям ребенка, игровые ситуации ставят его в положение участника, а не зрителя. В этом случае учащиеся имеют возможность активного сопереживания сказочным героям, помогая им, применяя для этого знания и умения, полученные на занятиях.

Традиционным для нашей школы является праздник «Посвящение в мир искусства», проводимый для первоклассников всех отделений. Конечно же, невозможно обойтись и без «Новогодней Елки», а во время зимних каникул школа приглашает посетить «Музыкальный абонемент». Роли ведущих и главных персонажей праздника исполняют преподаватели и учащиеся старших классов.

Кроме того в школе стало хорошей традицией делать праздники для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках районного проекта «Радуга» появившегося по инициативе председателя Женского совета Пластовского муниципального района Неклюдовой Л.А. преподаватели школы уже на протяжении четырех лет устраивают представления для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это праздник, посвященный 1 сентября «День знаний», «Новый год», «День защиты детей». В июле 2014 года Детская школа искусств совместно с Управлением социальной защиты населения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией дали жизнь новому проекту «Фейерверк неограниченных талантов», который был рассмотрен в области и, получив высокую оценку жюри областного конкурса, вышел на достойный уровень призера и получил финансовое обеспечение.

Целью этого проекта было приобщение к творческой деятельности как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья в различных социокультурных мероприятиях, способствующих их реабилитации посредством культуры и искусства.

Яркими и запоминающимися стали праздники, которые были организованы для этих детей участниками проекта: «Шоу мыльных пузырей», поездка в г.Челябинск в Ледовый дворец, «День защиты детей», «День знаний».

На завершающем мероприятии, которое так же прошло на площадке Детской школы искусств, были подведены итоги проекта «Фейерверк неограниченных талантов», детям и взрослым было предложено участие в мастер- классах: «Театр кукол БИ-БА-БО», «Рисунок рваной бумагой», а взрослым дали консультации психолог, медицинский работник и руководитель ПМПК. По ходу мероприятия были представлены концертные номера, которые исполняли дети с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, в процессе работы чётко выстроилась система взаимодействия многих ведомств, учреждений и организаций, принимающих непосредственное участие в реализации целей и задач по адаптации и социализации детей данной категории и отрадно, что наша школа принимает в этом самое непосредственное участие.

Самыми активными, яркими, работающими в данном направлении преподавателями можно назвать Боровкову Е.В., Лубинскую Е.А., Каргину Е.Н., Ишмухаметову М.Н., Айгужину И.Р., Белицкую О.Н.

Кроме того школа предоставляет возможность получать этим детям дополнительное образование:



  • Обучение игре на инструментах (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон);

  • Обучение на отделение изобразительного искусства;

  • Обучение искусству хорового пения;

  • Обучение хореографическому искусству.

Так в данный момент в школе обучаются 5 детей с ограниченными возможностями здоровья, и мы намерены продолжать работу в этом направлении.

В целом, Детская школа искусств является одним из центров культурных инициатив для всего нашего района. Более того, наши учащиеся и преподаватели показывают хорошие результаты на конкурсах и выставках зонального, областного, всероссийского и международного уровнях.

Школа искусств гордится их достижениями и прикладывает все силы для улучшения качества результатов конкурсов, учебного процесса и концертно-творческой деятельности.

Большая заслуга слаженной, четкой и профессиональной работы школы - совместная деятельность административного и преподавательского состава Школы искусств, стремление которых создать деловой, а в то же время творческий и уютный микроклимат, как в стенах школы, так и за ее пределами.



Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Белицкая О.Н.,

Заместитель директора по УВР

МКОУ ДОД ДШИ

Пластовского муниципального района

Новое время порождает новые проблемы, которые испытывают на прочность систему образования, в том числе и систему дополнительного образования детей, в частности ДШИ. Современное образование держит курс на подготовку конкурентноспособного ученика. В педагогической практике берут верх современные технологии и методики. Популярным стало тестирование детей. Но все-таки, самой верной педагогической технологией является чуткое отношение к детям и применение к ним на уроках изобразительного искусства коррекционных и развивающих игр способствующих не только развитию памяти но и многих других психологических процессов. Что возможно реализовать через игру – как одну из форм проведения урока.


Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться. Самый доступный способ – рисование. Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником. Если его творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным.
Опытный педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво, расширяет ему кругозор, внушает морально- этические нормы. Уроки рисования облегчают ребенку постижения школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление).
Не всякий ребенок, прошедший художественную школу, выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.
Нет людей бесталанных - есть те, кто не сумел проявить свой природный талант. Помочь ребенку обнаружить свои способности - задача учителей и родителей.
Для стимулирования и коррекции детских познавательных процессов и моторики предлагаем игры и упражнения. Комплекс художественно- дидактических игр и упражнений может быть использован как для проверки, так и для закрепления знаний и умений.

Основным направлением своей деятельности преподаватели считают обучение и занимаются решением тех вопросов, которые мешают качественно достигать цели (хорошая зрительная и слуховая память). Для детей, как и для преподавателей, очень важно чтобы у учащихся была хорошо развита память.


Память-это отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло с субъектом.
Память имеет важное значение в жизни человека. Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание.
Запоминание – это процесс закрепления и сохранения в памяти полученных объектов и явлений действительности впечатлений. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.
Обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью величиной, своеобразностью и т.д.
Произвольное запоминание – это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью: запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.
Узнавание – это установление сходства между предметом, воспринимаемым сейчас, и тем его образом, который закрепился в памяти раньше.
Память каждого из нас подчиняется общим законам развития, имеет свои особенности.

Рассмотрим типы памяти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный, эмоциональный.


Различают зрительную, слуховую, двигательную и смешанную память. Память школьника носит непроизвольный характер, Наиболее крепок ее наглядно-образный тип. Ученик быстро запоминает все яркое, красочное, необычное, вызывающее эмоциональный отклик. Уровень словесно-отвлеченной памяти тоже высок. Ученик легко и довольно точно воспроизводит услышанный рассказ [7, с. 11].

Упражнения и игры для развития памяти
Графический диктант

Посмотреть поочередно на 8 карточек с разными линиями, запомнить и изобразить на бумаге. (Оценивается соответствие изображения образцу, четкость выполнения рисунка.)


Подбери слова
Записать как можно больше слов, относящихся к какому-либо понятию, например:
Искусству, осени, лету, зиме, цветку, картине, художнику, акварели, книге, кукольному театру.
Двадцать слов на букву «В»
Найти 20 слов на букву «В» рисунок на выбор
Запоминайка
Две минуты посмотреть на картину, отвернуться и перечислить изображенные предметы на этой картине.
Исправь рисунок
Посмотрев 2 минуты на правый рисунок, внеси изменения в левый, подглядывать нельзя.
Цвета
Сесть по кругу. Каждому по очереди назвать 5 предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т.д.). Повторять сказанное нельзя.

Литература

1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров.

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии

4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман и др.

5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.

6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]..

7. Немов Р.С. Психология (книга 1) М.-2008 ВЛАДОС, с. 217





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница