Материальных, ни духовных благ, а лить управляют



страница1/7
Дата03.06.2018
Размер0.53 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7

Лекция Т. 3




ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

План:


  1. Основные понятия о государстве.

  2. Государство и власть – С.2.

  3. Назначение государства – С.3.

  4. Основные признаки и особенности государства – С.7.

  5. Проблемы типологии государства и права – С.14.

5.1. Критерии типологии

5.2. Формационный подход – С.16.

5.3. Цивилизационный подход – С.28.

5.4. Личностный подход – С.30.




1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

В процессе исторического развития организация общества приобретает наиболее полно оформленный юридический характер и становится государством. Самое общее определение государства следующее: ГОСУДАРСТВО - ЭТО ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, СЛОЖИВШАЯСЯ НА ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ И ОБЪЕДИНЕННАЯ ГОСПОДСТВОМ НАД ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ И ПОДЧИНЕНИЕМ ЕДИНОЙ ВЛАСТИ.

Мнемонически это выглядит так: люди, право, территория, власть.

Значит для формирования государства необходимо

выполнение следующих 4 условий:

1. Иметь исторически сложившуюся общность людей, которая не может быть ни чем иным, как - нацией, этносом, народом (эти понятия почти синонимы),

2. Иметь развитые правовые отношения, т.е. систему писанного права.

3. Иметь освоенную данной нацией территорию, т.е. пространство.

4. Иметь единую центральную национальную власть. В процессе освоения данной нацией пространства, в сферу ее интересов могут попасть и другие нации, этносы, народы. Для сохранения государства в этом отношении важно чтобы центральная власть оставалась в руках государствообразующей нации, т.е. власть всегда национальна, она всегда отражает интересы одной нации. В теории государства есть такое понятие, как "государственная химера", когда центральная власть в государстве захватывается иной. не государственнообразующей нацией.

Например: история древнего хазарского каганата, в котором власть была захвачена иудеями. Хазарский каганат после этого резко расширился, укрепил свои международные позиции, а затем был практически уничтожен. Уничтожен он был в II веке, после разгрома города Итиль. После этого хазары прекратили свое существование, как нация и рассеялись по другим народам.

Вопросами правоприменительной деятельности в правовом государстве занимаются специальные органы и соответственно - физического лица, которые в них состоят. Уже по своему служебному положению эти лица ни в коем случае не являются уравненными в правах с теми лицами, к которым правовые нормы применяются.

Правовая же норма каждый раз рассматривается, как конкретное действие некоторого физического лица в части реализации полномочий, предписаний и запретов. Так, например, в английских законах сказано: "...король назначает и снимает министров". Хотя, это не значит, что данный король занимается только тем, что назначает министров. Значит, -сущность правоприменения состоит в том, что в каждой конкретной ситуации люди должны найти норму, и как бы "надеть ее на данную ситуацию", придав ей юридическое значение (физическое лицо и лицо, упомянутое в норме как бы совпадают). Например: столкнувшись с необходимостью преодоления парламентского кризиса президент Российской Федерации специальным указом распустил государственную думу и назначил новые выборы (а не назначает и распускает, как абстрактно указано в норме).



2. ГОСУДАРСТВО И ВЛАСТЬ.

Государство реализует свои публичные правовые полномочия с помощью сильной власти. Власть обычно представляется сосредоточением сил в одном центре. Однако, в реальной жизни власть всегда персонофицированна, т.е. имеет конкретных физических носителей (от главы государства до рядового миллиционера).

Непременным атрибутом государства, демонстрирующим его власть и силу, являются государственные органы. Это -правительство и различные правительственные учреждения, куда входят и так называемые правоохранительные органы.

Для чего нужна сильная власть и ограничивает ли она свободу отдельной личности? Да, конечно, власть обязательно ограничивает свободу отдельной личности. Вообще-то говоря, для отдельной индивидуальной личности власть не нужна. В своей повседневной жизни личность пользуется лишь частными, а не публичными правами (вступает в брак, приобретает и продает свое имущество и т.д.). Однако, как мы уже говорили, любое полномочное право в сложной ткани правовых отношений (правопорядок) обязательно опирается на чью-то запретность и чье-то предписание. А запретность и предписание являются формами проявления публичного права. Так, например, частное право иметь имущество опирается на публичный запрет приобретать это имущество незаконными путями (с помощью различных форм хищения). А публичное право непременно связано с существованием государства и государственной власти, как формой его реализации. Поэтому, существование частного права без публичного - невозможно, а следовательно,-невозможно и без существования государства со всеми его ограничениями в области свободы. Значит отдельные граждане, имея индивидуальный интерес в области частного права должны иметь какой-то общий интерес в области публичного права. Интерес этот связан с какими-то общими чертами этих граждан, общим типом поведения, т.е. формированием нации. Следовательно общий государственный интерес не может быть ничем иным, как общим национальным интересом. Не может государство образоваться сразу из нескольких наций, т.к. общего интереса у них нет и не может быть, а следовательно в таком государстве не могут реализоваться частные интересы, т.е. существовать полнокровная обычная жизнь.

В государстве есть некоторое звено, в котором существуют только частные правовые отношения) однако и они носят властный характер. Это звено - семья. В семье отношения между ее членами базируются на частном праве (брачное свидетельство, контракт и т.д.). Однако, глава семьи имеет власть - эта власть не носит правовой характер и является как бы атавизмом правовой власти в семье, существовавшей в древних государствах. Тем не менее, как государство не может существовать без власти, так и семья немедленно разрушается без нее. Эта власть проявляется в отношении к детям и другим младшим членам семьи. Таким образом, семья и государство в процессе исторического развития формируют друг друга, передавая друг другу то частные, то публичные полномочия.

В государстве обязательно существует властный силовой центр. Однако, по цепочке государственных органов, власть в государстве всегда оказывается рассредоточенной, доводимой до отдельных ее носителей. Сила же власти в этом случае заключается в том, насколько граждане отождествляют этих рядовых носителей власти с властным центром. Если носитель власти воспринимается, просто как гражданин выполняющий определенные задачи своей службы (а не как властный центр), то такая власть начинает очень быстро разрушаться, а следовательно начинает разрушаться и государство. Поэтому властный центр должен постоянно заботиться о своем государственном авторитете, не допуская восприятия себя гражданами, как чего-то неединого, формируя и право и идеологию. Т.к. сам властный центр тоже состоит из конкретных людей, то именно эти люди и должны быть в первую очередь носителями того общего, что есть у всех граждан государства - национальных интересов. В Библии это (старый завет) выражается такой фразой: "Избери себе царя из народа своего, не может быть чужестранец царем тебе, ибо он не брат твой".



3. НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.

Государство возникло с целью обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность его граждан. Догосударственные межплеменные образования не знали такого понятия, как право. Порядок и внешняя безопасность в этих образованьях поддерживались путем подчинения обычаям и распоряжениям старейшин. Понятие "право" и "правопорядок" связаны с созданием государства. Поэтому, когда мы говорим о том, что государство есть союз людей, образованный на правовой основе, мы подразумеваем писанное право, т.е. развитую законодательную систему. Обычно говорят, что государство осуществляет свои функции "по праву", "через право" и "ради права". Понятие "по праву "означает то, что власть в государстве уполномочена, т.е. через правовой механизм осуществляет свои функции по управлению. Понятие "через право" означает то, что эта власть распределена от высшего центра (через специальные органы власти) по властной цепи до последнего звена в строгом соответствии с законом. Понятие "ради права" означает то, что управление государством осуществляется с целью реализации совместного проживания большого числа граждан, в обстановке порядка, безопасности, взаимовыручки и поддержки. С целью обеспечить предоставленные ей полномочия, центральная власть сосредотачивает в своих руках силу власти. Это реализуется в первую очередь путем обеспечения финансирования органов власти через государственную налоговую систему. Сосредоточив в своих руках возможность управлять большими денежными массами, власть получает реальную силу, т.к. деньги в государстве в первую очередь - механизм управления.

Т.к. частнопредпринимательская деятельность, т.е. частный интерес (частная инициатива) требуют введения их в рамки государственного строительства, то государство создает соответствующий орган, например, в виде министерства промышленности, финансов и торговли. С другой стороны государство, как рассредоточенное пространство требует своего освоения через транспорт, связь, управление. Поэтому возникает следующий орган - министерство путей сообщения и связи. Как мы уже говорили, важнейшей функцией государства является обеспечение внешней безопасности. Для этой цели государство создает следующий орган - военное министерство. Конечной целью государства является обеспечение духовного развития его граждан (при обеспечении должного материального достатка). Для реализации этой цели непосредственно государство создает следующий орган - министерство науки, образования и культуры. Таким образом, государство активно участвует в формировании хозяйственной, культурной и образовательной жизни его членов. Это не значит, что каждый член государственного союза в своей деятельности регламентирован государственными инструкциями.

Наоборот, эти инструкции должны вызывать прилив самодеятельности, творчества у членов государственного союза для решения государственных задач. Члены государственного союза должны приучаться к идее самоуправления в отдельных общинах, так же как отдельный человек через нравственность управляет собой. Государство постоянно реализует свои публичноправовые полномочия через отношения с гражданами, отдельными обществами и другими государствами. Система таких публично правовых полномочий называется ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАВОМ.

Государственное право в первую очередь регулирует следующие отношения:

• Права и обязанности членов государственного союза, т.е. отдельных граждан.

• Обстоятельства и условия вступления в этот союз и выхода из него, т.е. принятие и лишение гражданства.

• Формы осуществления охраны и поддержания границ, их изменения в сторону сокращения или расширения.

• Устройство государственной власти, ее формирование в центре и на местах.

• Как мы уже говорили, государству свойственны следующие полномочия.

• Законотворчество, т.е. издание законов.

• Силовое обеспечение их выполнения.



• Судебное разбирательство вопросов, связанных с их невыполнением.

В соответствии с этими тремя основными полномочиями государства иногда говорят о законодательной, судебной и исполнительной ветвях власти. Однако власть едина и правильно говорить о судебной, исполнительной и законодательной функциях власти. Единство власти в любом государстве осуществляется главой государства, которому подчинены все властные структуры, в том числе и указанные выше. По отношению к возможностям этого главы государства все государства делятся на две категории: монархия и республика. Глава государства в монархии - монарх (король, император, царь) наделяется полномочиями пожизненно и наследственно. В абсолютной монархии он в своих действиях не подчинен закону. В республике глава государства - президент. Президент избирается на ограниченный срок и его действия строго регламентированы законодательством. Важнейшим механизмом формирования власти для любого государства является механизм наделения полномочиями властвующих. Этот механизм в небольших государствах может быть реализован путем прямых выборов или прямого участия в решении вопросов населения всего государства. Такой механизм называют АБСОЛЮТНОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ (от слов демос - народ, кратос - власть). Естественно, что такой механизм не только в современных государствах, но и в государствах древности никогда не реализовывался. Так, например, в стране классической демократии древней Греции, в одном из ее многочисленных городов - государств - Афинах в народное собрание входило лишь 5% населения. Остальные отсекались половым, имущественным, религиозным и социальным цензами. Поэтому в настоящее время под демократией подразумевают выборы с помощью прямого, всеобщего 5избирательного права с минимальным цензом для населения. Хотя и в настоящее время этот ценз безусловно существует. Например, по возрасту, социальному положению, образованию, здоровью и т.д. Выбранные таким образом депутаты от населения либо непосредственно, либо путем выборов из своей среды осуществляют полномочия на власть. Существуют и иные механизмы реализации полномочий на власть. Один из них называется аристократия (аристос - лучший, кратос - власть). В соответствии с этим механизмом полномочия на власть осуществляются путем исторически сложившегося механизма отбора лучших людей из нации. Критерием отбора здесь может быть образовательный уровень, имущественный ценз, наследственное право и т.д. Важно лишь отметить, что это длительный исторический процесс (создания такого механизма). В настоящее время демократическое общество приходит обычно к формированию гражданского общества и к аристократии, т.е. механизм аристократии формируется через демократию. Может быть и такой механизм, как олигархия (олигос - группа, гархия -государство). В этом случае, как видно из самого определения, полномочия на власть принадлежат небольшой группе лиц. Обычно такая группа формируется в начале путем узурпации власти (прямым военным силовым или косвенным обманным путем) с последующим правовым оформлением своих полномочий. Дальнейшее развитие норм власти может сформировать и аристократию, и демократию, и охлократию. Охлократия - это власть худших (охлос - худший, кратос -власть). Откуда же могут взяться эти худшие? Как правило это происходит, если олигархия образуется путем захвата власти антинациональной группой. Такая структура власти в государстве называется "химера". Химера обеспечивает трансформацию олигархии в охлократию, а охлократия естественно приводит к ликвидации государства. При этом ядром химеры является инонациональная группировка, а основная часть олигархов может состоять и из представителей коренной нации. Формой управления во всех случаях является законотворчество. При этом закон, до того, как стать реальным элементом в механизме управления должен пройти 4 стадии: стадию инициативного выдвижения (законодательная инициатива), стадию обсуждения, стадию утверждения и стадию обнародования, т.е. публикации. Стадия законодательной инициативы предусматривает то обстоятельство, что в государстве лишь строго определённые фигуры и органы могут предложить для обсуждения закон. Такие фигуры называются "наделенными полномочиями законодательной инициативы". Например, в России сейчас это: президент, генеральный прокурор, председатель правительства, глава администрации субъекта федерации, законодательный орган субъекта в целом и т.д. Следует отличать возможность выдвижения закона для обсуждения, например в средствах массовой информации, практически любым гражданином, от законодательной инициативы. В случае законодательной инициативы обсуждение в законодательном собрании обязательно, а в случае просто выдвижения и обсуждения в средствах массовой информации - обсуждение в законодательном собрании не обязательно. Оно может состояться только, если обсуждение в обществе приведет к "законодательной инициативе".

Обсуждение в законодательном собрании также отличается от общественного обсуждения тем, что общественное обсуждение может ничем не закончиться с точки зрения права, а обсуждение в законодательном собрании имеет так называемую "резолютивную часть", т.е. в этой части должно быть сформировано и обосновано (возможно с поправками) принятие или непринятие закона, выдвинутого в порядке законодательной инициативы. Принятие или не принятие его может происходить в несколько стадий или, как говорят, чтений.

Утверждение закона принятого в законодательном собрании производит глава государства (президент или монарх). В том случае, если монарх отклоняет закон он считается не прошедшим третью стадию и дальнейшему рассмотрению не подлежит. В том же случае, если президент отклоняет закон, то он возвращается обратно в законодательное собрание для продолжения обсуждения. В этом заключается принципиальная разница между монархией и республикой, т.е. в прохождении третьей стадии. Если законодательное собрание подтверждает закон, то президент обязан ему подчиниться и утвердить закон. Однако, существуют государства, в которых президентская форма правления близка к монархической (скажем,- в силу исторических традиции и соответствующего менталитета народа). В этом случае президент может не подписать закон, а распустить законодательное собрание и назначить установленным порядком выборы в новое собрание.

После утверждения закон должен быть обнародован. Обычно это происходит через публикацию в специальном правительственном вестнике (в России • Российская газета). После этого действует принцип: никто не может уклониться от юридической ответственности ссылкой на незнание закона, после его обнародования.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА

Государство как институт н организация всегда выделялось среди других окружающих его негосударственных институтов и организаций своей ключевой ролью в политической системе общества, а также своими специфическими признаками, чертами.

Констатируя данное обстоятельство, известный русский ученый- юрист Н.М. Коркунов еще в конце XIX в. писал, что среди разнообразных форм человеческого общения "первенствующее значение должно быть бесспорно признано за государством". Было время, рассуждал автор, когда государство охватывало собой все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек "совершенно поглощался гражданином государства". Да и в настоящее время, делал вывод Н.М. Коркунов, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного единения людей, "государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственной деятельностью"1.

Исходя из центральной роли, которую неизменно, на протяжении всей истории своего развития, играло государство, оно всегда привлекало к себе самое пристальное внимание многочисленных исследователей, пытавшихся понять специфические особенности государства, выявить н раскрыть его основные признаки и черты.

За всю историю развитая человечества сложилось множество различных представлений об основных признаках государства н права, которые были высказаны великими мыслителями н политическими деятелями разных времен.

Древнегреческий ученый н философ Демокрит (460^370 гг. до н.э.) считал, например, специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо н справедливость. "Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе н все погибает".

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, "достойное народа". Причем под народом им понималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макнавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно заключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. "Все государства, все державы, обладавшие и обладаюшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении "Государь".

Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от догосударственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?

Прежде всего это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных н управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суды, прокуратуры и др.

Каждое общество надеется иметь в государственных органах, у государственного руля своих лучших представителей. Еще древнегреческий мыслитель, философ Платон (427-347 гг. до н.э.) мечтал об идеальное государстве как справедливом правлении «лучших и благородных». Главную отличительную особенность такого государства Платон видел в том, что в нем преодолевается раскол на бедных и богатых, на безраздельно властвующих и полностью подвластных. Обычное государство он рассматривал в виде "множества государств", в котором "заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств".

Основным признаком государства является также наличие аппарат принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

Следует отметить, что в науке нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают качестве одного из основных признаков государства, иногда как сино ним государства.

Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее догосударственной, первобытно-общинной организации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный xaрактер. Она целиком совпадала непосредственно с населением. В обществе не было людей, которые не занимались бы производительным труде а только властвовали н управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытно-общинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях rocyдарственной организации, а самими занятыми производительным труда взрослыми членами этого общества.

Властные функции осуществлялись как через систему органов само управления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы н другие лица, выполнявшие властные функция, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом н принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение н поддержку членов этого объединения.

Общественная власть, возникшая н укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном н социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другом признакам на имущие и неимущие классы» социальные слои н труппы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью. Говоря о социальной роли публичной власти, необходимо отметить, что, распространяясь н охватывая своими велениями все общество, она всегда н во всех государствах обслуживала в первую очередь интересы господствующих кругов. При этом она неизменно была яблоком раздора между противостоящими друг другу классами.

Среди основных признаков государства выделим такой признак, как разделение населения по территориальным единицам. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровно-родственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, "в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории".

Независимо от кровно-родственных связей они выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов..

Территория государства - своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это естественное (а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функционирования государства.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти н исключает какое бы то ни было вмешательство в дела "своего" общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности н неприкосновенности.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой административно-территориальное деление. Территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их значение и функции едины — организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международное арене.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать .и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу pacпрoстранения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным или добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с тугими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Известный французский теоретик государства и права М. Ориу усматривал факт самоограничения государственного суверенитета и в том, что государственная власть должна подчиняться праву, действовать в рамках права. "Все согласны, - писал он, - что самоограничение должно быть", т.е. что политическая власть должна самопроизвольно подчиняться положительному праву "и столь же самопроизвольно исполнять лежащее на ней обязательство создания положительного права с целью связывания им своей деятельности"2. Вопрос лишь в том, продолжал М. Ориу, следует ли рассматривать такое самоограничение как "акт или решение субъективной воли государства или же это есть результат объективной государственной организации?"

Ответ на данный вопрос автор искал в разделении государственного суверенитета как понятия "весьма богатого", непосредственно связанного с "равновесием между правом в действии, каковым является политическая власть, и осуществившимся правом, которое есть положительное право", на юридический и политический, или "правительственный", суверенитет. Ответ он искал и в неодинаковом характере соотношения данных видов суверенитета с правом.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.




Каталог: uploads -> files -> dokumenty
dokumenty -> Лекция Основы реальной экономики
dokumenty -> Учебно-методический комлекс
dokumenty -> Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
dokumenty -> Программа курса раздел I. Введение в теорию государства и права тема Предмет и методология теории государства и права
dokumenty -> Тема: Основные исторические этапы развития естествознания. Научные революции и картины мира
dokumenty -> Петровичева Юлия Владимировна
dokumenty -> Предмет и функции философии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая философия (4 ч.)
dokumenty -> Предмет и значение логики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница