Мартин хайдеггер



страница1/30
Дата14.04.2018
Размер3.03 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

ПАРМЕНИД
Перевод с немецкого А.П. Шурбелева
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Подготовительное размышление об имени и слове αληθεια и его противосуществе. Два указания, полу­чаемые при переводе этого слова

§ 1. Богиня «Истина». Парменид, I, 22—32

a) Обычная осведомленность и существенное знание. Отказ от привычного смысла «дидак­тической поэмы», совершаемый через вни­мание призыву начала

Повторение

1) Исток и начало. Обычное мышление и мыш­ление, начатое началом. Отступление перед бытием. Текстовая малость простого (das Einfache). О «переводе»

b) Два указания в переводе слова ἀλήθεια. Спор­ное несокрытости. Предварительное разъяс­нение существа ἀλήθεια и сокрытости. Пере-вод и пере-вод

Повторение

2) Вопрос об имени богини и его переводе. Су­щество истины первых двух указаний, противоположное сокрытости. Не-сокрытость и не-сокрытость
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Третье указание, даваемое «несокрытостью» как пе­реводом слова ἀλήθεια: бытийно-историческая сфера противоположности ἀλήθεια и λήθη

§ 2. Первое размышление об изменении сущности истины и о ее противосущности

а) Спорное в не-сокрытости. Третье указание: внутреннее борение, совершающееся в истине. Отголосок ἀλήθεια в «субъективно­сти». Гегель и Шеллинг. О противоположно­сти сокрытости и несокрытости, ложности и истины

b) Вопрос о сущности, противоположной сущности ἀληθές. Отсутствие слова ληθές и наличие слова ψεΰδος. Прикровенность основ­ных значений. Антоним λαθόν и по-гречески осмысленное λανθάνομαι. Забвение, постигнутое в ракурсе сокрытия. Гомер, «Илиада», XVIII, 46; X, 22. «Одиссея», VIII, 93

Повторение

Τò ψεΰδος как противоположность άληθές. Корне­вое родство между ἀλήθεια и λανθάνω. Ссылка на «Одиссею» Гомера (VIII, 93). Ускользание заб­вения

§ 3. Об изменении ἀλήθεια и изменении противопо­ложной ей сущности (veritas, certitudo, rectitudo, iustitia, истина, справедливость — λήθη, ψεΰδος, falsum, неправильность, ложность)

а) Различные значения слов ψεΰδος и «ложный». Скрывающе-раскрывающая сущностная сфе­ра антонима ψεΰδος. «Илиада» (В 348 и след). За-ставляющее скрывание: основное значе­ние слова ψεΰδος. Τò άψευδές (раз-утаивающее) и άληθές. «Теогония» Гесиода. Двусмыс­ленность термина άληθές

Повторение

1) Так называемый «правильный» перевод слова ψεΰδος словом «ложный». Смысловая много­значность «ложного» и ψεΰδος. За-ставление и утаивание, свойственные ψεΰδος в сущност­ной сфере раскрытия и снятия покрова. Гомер и Гесиод

b) Ненемецкое слово «ложный» (falsch). Falsum, fallo, σφάλλω. Преобладание римского «приведения-к-падению» (Zu-Fall-bringen) в романизации эллинства, осуществляемой че­рез imperium (повеление) как сущностную основу iustumʼa. Пере-вод ψεΰδος в римско-имперскую сферу приведения-к-падению. Собственно бытийное событие в истории: наступление романизации в греко-римской области истории и новоевропейское воспри­ятие эллинства «римскими» глазами

Повторение

2) Повторное размышление о сущности «лож­ного», а также утаивания и раз-утаивания, характерных для ψεΰδος. Господство по-римски имперского «высшего повеления» и мас­штаб различия между ψεΰδος и falsum

c) Имперское в форме куриального, свойствен­ного курии. Взаимосвязь слов «verum» и «ис­тинное». Ненемецкое значение «истинного» через римско-христианское «verum». Verum: незыблемо правильное как антоним слову falsum. Verum и a-pertum; λαθόν и его проти­воположность слову άληθές

d) Изменение сущности ἀλήθεια, начавшееся с Платона. Усвоение «репрезентативной» функции ἀλήθεια через όμοίωσις (как правиль­ности (rectitudo), характерной для ratio), совершившееся в veritas. Rectitudo (iustitia) церковной догматики и iustificatio евангелической теологии. Certum и «usus rectus» (Де­карт). Кант. Замыкание круга сущностной истории истины в превращении veritas в «справедливость» (Ницше). Заключение греческой ἀλήθεια в романский бастион под на­званием veritas, rectitudo и iustitia

Повторение

3) История наделения бытием: повторное ос­мысление истории сущностного изменения истины. «Балансы» историографии (Буркхардт, Ницше, Шпенглер). «Толкование» ис­тории в Новое время

4) Событие перехода сущности не-истины из греческого ψεΰδος в римское falsum. Заверше­ние изменения veritas в certitudo, совершив­шееся в XIX в. Самообеспечение самодостоверности (Ницше, Фихте, Гегель)

§ 4. Многообразие противоположностей сущностной структуре несокрытости

a) Сущностное богатство сокрытости. Способы сокрытия: άπάτη, (μέθοδος), κεύθω, κρύπτω, καλύπτω. Гомер: «Илиада», XX, 118; «Одис­сея», VI, 303; III, 16; «Илиада», XXIII, 244. Раскрытие мифа и вопрос о природе грече­ских богов

b) Взаимосвязь греческого μΰθος и греческого божества. Земля, день, ночь и смерть в их от­ношении к несокрытости. Потаенное (das Geheime) как один из способов сокрытия. Другая противосущность истине, не имею­щая в себе негативности, свойственной лож­ности и за-ставлению

Повторение

Дополнительные пояснения: «путь» прибываю­щего мыслителя в «дидактической поэме» Парменида. Взаимосвязь между сущностью богини и путями, ведущими к ее дому и из него. Околь­ный и ложный путь. Вопрос об иной противосущности раскрытию. Сущность раскрытия и сокрытия, приходящая в слово и сказание. Ут­рата слова как сохранения отнесенности бытия к человеку. Римское переистолкование фразы τò ζῷον λόγον ἒχον в «animal» rationale. Кант, Ницше, Шпенглер. Μΰθος, ἒπος, λόγος

§ 5. Противоположность άληθές: λαθόν, λαθές.

Событие изменения ускользающего и отъемлющего сокрытия и человеческое забывание

a) Царствование сокрытия в λανθάνεσθαι. Со­крытие забывающего в забытом: забытие. Гесиод, «Теогония», V. 226 и след. Λήθη и со­крытая сущность Эриды (Ссоры), дочери Ночи. Пиндар

b) Благоговейная приязнь в VII Олимпийской оде Пиндара (VII, 48-49; 43 и след.) и у Софокла («Эдип в Колоне», 1267). Άρετή (разрешительность) как раскрытость человека, определенная из ἀλήθεια и αίδώς

Повторение

1) Три наименования сущностной истории За­пада. Ссылка на «Бытие и время». Сущест­венное мышление. Гельдерлин, Пиндар. На­чало сущностной отнесенности бытия к человеку в слове и сказании. По-гречески понимаемая сущность человека. Гесиод

с) Πράγμα: рукодействие (Handlung). Слово как сущностная сфера действия человеческой руки. Рукопись и машинопись. Ὀρθός и rectum. Сущностное рукодействие и путь к несокрытому. Забытие как сокрытие. Уход человека «прочь» от несокрытости и слово никак не обозначенного облака. Помрачение. Ускользание λήθη. Еще раз о Пиндаре. Гесиод

Повторение

2) Взаимосвязь бытия, слова, чтения, руки и письма. Вторжение пишущей машинки в сферу слова и рукописи. Техника как следст­вие изменившегося отношения бытия к че­ловеку. Большевизм как мир, изначально полностью технически организованный. Мышление и поэзия греков в ἀλήθεια и λήθη

§ 6. Последнее сказание эллинства о сокрытой противосущности ἀλήθεια, то есть о λήθη (I): заклю­чительный миф Платоновой «Политейи». Миф о сущности «полис». Разъяснение сущности де­монического. Сущность греческого божества в свете ἀλήθεια. «Взор» не-привычного

а) Πόλις как полюс определяемого из ἀλήθεια присутствия сущего. Софокл. Отражение са­мопротивоборствующей сущности ἀλήθεια в противосущности πόλις, а именно в ἄπολις. Буркхардт

b) Подготовка к вынужденному проходу через замечания к Платонову диалогу о λήθη и πόλις. Лад: Δίκη. Смертоносный ход пребыва­ния в полисе и присутствование сущего по­сле смерти. Христианский платонизм. Гегель

Повторение

1) Политейя: τόπος сущности πόλις. Сущностно неполитическое, характерное для политейи полиса. Полюс совершающегося в πέλειν. Невозможность толкования «полиса» в ракурсе «государства», δίκη и iustitia. Смерть: переход от «здесь» к «там». Платонизм

c) Вопрос о «здесь» и «там». Политейя, X, 614 b 2 и непроясненность указания на миф

d) Ψυχή: основа отнесенности к сущему. Знание мыслителей о Daimonia. Аристотель и Гегель. Δαιμόνιον: бытийное врастание не-привычного в привычное. Δαιμόνες: отсылающие в при­вычное и указующие на него

e) Видение (θεάω), предоставляющее вид бытия. Вид бытия (είδος). Греческий бог (δαίμων), в видении предоставляющий себя несокрытости. Не-привычное как взирающее в при­вычное. Появление непривычного в видении человека

Повторение

2) «Недемоническая» природа «демонов» (δαίμονες). Раскрывающее восхождение бы­тия: самопрояснение. Видение (внятие) из­начального способа восхождения в просвет. Промежуточное положение животного (Ниц­ше, Шпенглер). Человек как у-виденный. Θέα и θεά — одно и то же слово. Сорок вось­мой фрагмент Гераклита. Недостаточные объяснения сущности греческого божества. Зримый «вид» как решающее в появлении не-привычного в привычном. Не-привыч­ное, предъявляющее себя в привычном, и покоящееся в бытии отношение к божеству

f) Различие между греческими богами и христи­анским Богом. Именование бытия в его взирании-в (Herein-blicken) через слово и миф как способ отношения к появляющемуся бы­тию. Человек как бого-сказитель (Gott-sager). «Закат» культур (Ницше, Шпенглер). Основная черта забвения бытия: а-теизм

g) Божественное, дающее себя в несокрытое. Daimonion: «видящийся» взор в безмолвст­вующем вбирании в принадлежность к бы­тию. Сфера раскрытия слова. «Соответствие» божественного и сказываемого (τò θείον и ό μΰθος). Воплощение-в-произведении (искус­ство) несокрытости и посредничество слова и мифа. Εύδαιμονία и δαιμόνιος τόπος

§ 7. Последнее сказание эллинства о сокрытой противосущности ἀλήθεια, то есть о λήθη (II). Заклю­чительный миф Платоновой «Политейи». Рав­нина λήθη

а) Местность не-привычного: поле сокрытия, влекущего в забвение. Исключительность пребывания не-привычного в Лете. Взор ее пустоты и ничто лишения. Вода из реки под названием «Избавляющая от забот», не могу­щая удерживаться ни в каком сосуде. Спасе­ние несокрытого в подлинно мыслящем мышлении и мера пития мыслителя

Повторение

1) Равнина и Лета. Божественное у греков: не-привычное в привычном. Θείον в изна­чальных ἀλήθεια и λήθη. Ἀλήθεια и θεά (Пар­менид)

b) Мера влекущего в забвение сокрытия несо­крытости. Ἰδέα Платона и утверждение анамнесиса (как и забывания) в несокрытости. Λήθη: πεδίον. Начало обеих поэм Гомера и ре­чение Парменида. Незабвенность, которую обретает ἀλήθεια через влечение в забвение, характерное для λήθη. Господство техниче­ской процедуры над опытом, начавшееся с Платона (τέχνη). Отрывок из «Илиады» (XXIII, 358-361)

Повторение

2) Происхождение человека из не-привычной местности влекущего в забвение сокрытия. Начало изменения основной позиции чело­века. Единовластие ἀλήθεια и μέμνημαι. Отры­вок из «Илиады» Гомера (XXIII, 358-361)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Четвертый аспект в переводе αληθεια как «несокрытости». Открытое и свободное просвета бытия. Боги­ня «Истина»

§ 8. Более полное значение рас-крытия. Переход к субъективности. Четвертое указание: открытое (das Offene), свободное (das Freie). Событие ἀλήθεια в западном мире. Беспочвенность открытого. Отчуждение человека

a) Подготовка к четвертому указанию. О преж­нем недостаточном переводе ἀλήθεια словом «несокрытость». Двойственность слова «рас-крытие» и его более полное значение. Внутреннее противоборство в изначальной ἀλήθεια. Близость и начало. Гомер. Двойст­венность явления: чистое восхождение (das Aufgehen) и встреча. «Яйность». Кант, Де­карт, Гердер, Ницше. Первенствующее зна­чение самости со времен Платона и Аристо­теля (Περί Ψυχής 8, 431; Μετ. α 1)

b) Четвертое указание: открытое (das Offene) как сущностное начало несокрытости. Ссылка на «Бытие и время» и Софокла («Аякс», V, 646-647). Время как являющее и скрываю­щее. Гельдерлин. Время как «фактор» в Новое время. Бытийствование открытости в не­сокрытости. «Отождествление» открытости и свободы. Ἀλήθεια как открытое просвета

c) Свет и видение. «Естественное» разъяснение света: греки как «люди глаза» и раскрываю­щийся вид. Видящее внятие. Ἀλήθεια: собы­тие в вечерней области, скрывающей утро. Θεάν-όράν и теория

d) Открытое в начале размышления над словом ἀλήθεια. Существенное мышление: прыжок в бытие. Несокрытое сущее в сокрытости без-основного (das Boden-lose), свойственно­го открытому (свободному) бытия. Сокрытие решения о наделении несокрытостью в скрывающем открытом по отношению к че­ловеку. Полномочие усматривать открытое, получаемое через наделение человека быти­ем: историческое начало. Отчуждение человека от открытого

е) Открытое в форме беспрепятственного про­движения сущего. Открытое: свободное (das Freie) просвета. «Открытое» «твари» в Вось­мой Дуинской элегии Рильке. Шопенгауэр и Ницше. Исключение животного из борьбы несокрытости с сокрытостью. Воз-бужденное живого (das Lebendige)

§ 9. Θεά — Ἀλήθεια. Взирание бытия в им же проясненное открытое (das Offene). Направ­ление отсылки на сказанное Парменидом: путь мыслителя к дому богини Ἀλήθεια и путь его мысли к началу. Сказывание начала западноевропейского сказания

Приложение

Послесловие немецкого издателя

Послесловие переводчика
ВВЕДЕНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИМЕНИ И СЛОВЕ ΑΛΗΘΕΙΑ И ЕГО ПРОТИВОСУЩЕСТВЕ.

ДВА УКАЗАНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ЭТОГО СЛОВА




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница