Магистерская диссертация



страница1/13
Дата11.08.2018
Размер0.89 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»



На правах рукописи
ШУЛЯК Юлия Юрьевна

Журнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формы

Профиль магистратуры – «Научно-популярная журналистика»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


Научный руководитель –

докт. филол. наук, профессор, зав. кафедрой истории журналистики

Л.П. Громова


Вх. №______от__________________

Секретарь _____________________

Санкт-Петербург

2016


Оглавление


Введение
Глава I. Генезис и функциональное назначение журнала путешествий как научно-популярного издания

§1. Генезис журнала путешествий

1.1.Концепт «путешествие» в журнале путешествий

1.2.Предшественники журнала путешествий

§2. Журнал путешествий: функциональные особенности

1.1.Ранние формы травелогов

1.2.Собственно травелоги

Глава II. Ценностные ориентиры в журналах путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic

§1. Сравнительный анализ аксиологических моделей журналов «Вокруг света» и National Geographic

1.1. Журнал «Вокруг света»: ценностный аспект

1.2. Журнал National Geographic: ценностный аспект

1.3. Российский журнал «Вокруг света» и американский журнал National Geographic: сравнительный анализ

Глава III. Журнал путешествий XIX и XXI вв.: сравнительный анализ типологических моделей

Заключение

Литература


3

11

11

11

12

22

23

26
36
36

43

56
67
68

73

75










Введение
Актуальность исследования

Путешествие в наше время понимается как многоаспектная деятельность. Свобода передвижения, повсеместное рекламирование туристических маршрутов, доступность информации в сетевом пространстве, глобализация и связанные с нею пространства потоков – финансовых, информационных и технологических [Кастельс 2000: 76] – актуализуют исследования журналов-травелогов, обращенных к массовой аудитории.

Исследователи пишут о том, что сравнительно недавно такие направления, как спортивная, модная и трэвел-журналистика стали восприниматься как серьезные объекты для рассмотрения. Например, F. Hanusch [Hanusch 2009] находит причины возникновения подобного интереса в усилении процессов глобализации и в подаче «мягких», развлекательных новостей, что сделало журналистику путешествий основным поставщиком информации и транслятором культурных ценностей. Трэвел-журналистика в значительной степени влияет на самоидентификацию людей, наводя кросс-культурные мосты и формируя глобальное мировоззрение.

В связи с этим данный вид СМИ стал более универсальным, вобрал в себя черты других изданий. Чтобы понять, насколько современные травелоги трансформировались, и насколько сохранили свои традиции, стоит обратиться к историческому контексту возникновения и эволюции журналов-путешествий, выявить функциональные и ценностные установки изданий для определения их предназначения.



Степень разработанности проблемы. Журналы путешествий мало изучены исследователями. Первыми теоретиками, которые рассмотрели путевые СМИ и выделили среди них бортовые, туристические и научно-популярные СМИ, были: С.Ю. Лучинская [Лучинская 2009], Ю.В. Ростовская [Ростовская 2012], И.В. Показаньева [Показаньева 2013], П. Лебедев [Лебедев 2011], А. Эткинд [Эткинд 2001] и F. Hanusch [Hanusch 2009]. Однако они не рассматривали генезис журналов путешествий (от предшественников – литературных травелогов, до современных изданий), а также не формировали модель журналов путешествий (затрагивая не только российские издания). Поэтому мы определили следующую цель исследования: представить типологический, функциональный и аксиологический анализ журналов путешествий как научно-популярного типа издания.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть эволюцию журналов путешествий.

  2. Провести типологический анализ журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic.

  3. Определить функциональное назначение журналов путешествий.

  4. Выявить аксиологические модели журналов путешествий на примере «Вокруг света» и National Geographic.

  5. Создать модель современного научно-популярного журнала путешествий.

Объектом исследования являются журналы путешествий: «Журнал путешествий Демидова» (1771 г.), «Северный архив» (№2, 1822 г.), «Современная история света» (часть 3, 1809 г.), «Новейшие путешествия» (1809 г.), «Вокруг света» (1861 г. и 2015 г.), «Природа и охота» (1873 г.), «Природа и люди» (1889 г.), «Путешественник» (№1, 1905 г.), «Славянский путешественник» (№1, 1901 г.), «Всемирный следопыт» (2015 г.), альманахи «На суше и на море» (1979 г.), «Путешествие по России» (2015 г.), «Экс» (2015 г.), GEO (2013 г.), National Geographic (1896 г. и 2014 г.), Conde Nast Traveler (2015 г.), «Вояж» (2015 г.). Предметом исследования является типологическая и аксиологическая модели журналов путешествий «Вокруг света» и National Geographic.

Гипотеза исследования

В настоящее время преобладающее число существующих журналов путешествий утратило или никогда не выполняло культурно-просветительские, образовательные и дидактические функции. Лидирующей, а в некоторых случаях единственной функцией стала рекреативная/гедонистическая, которая включает в себя эстетическую функцию. Отталкиваясь от этого тезиса, можно говорить о замене духовных ценностей материальными и выдвижением гедонистических ценностей на первый план в журналах путешествий. Предполагаем, что данная ценностная трансформация связана с рядом факторов: возрастанием туристических потоков (субъект путешествия – турист), сменой востребованных типов СМИ (ключевой источник информации – интернет), развитием клипового мышления аудитории и др.



Историография вопроса

Несмотря на то, что журналы путешествий имеют продолжительную историю и довольно разветвленную сеть современных изданий, их научное изучение является фрагментарным, освещающим, как правило, отдельные аспекты отдельных изданий. Кроме того, в исследованиях можно обнаружить некоторый терминологический разбой, что требует уточнений.

Современному анализу возникновения и развития трэвел-журналистики посвящены работы таких исследователей, как Т.Ю. Редькина, П. Лебедев [Лебедев 2011], С.Ю. Лучинская [Лучинская 2009], М.В. Литке [Литке 2012], А.В. Карпов [Карпов 2008], И.В. Показаньева [Показаньева 2013], Е.Р. Пономарев [Пономарев 2014], Ю.В. Ростовская [Ростовская 2012], С. Франк [Франк 2010], Н.В. Черепанов [Черепанова 2006], А. Эткинд [Эткинд 2001], F. Hanusch [Hanusch 2009], D. George [George 2005] и др.

Прежде всего, мы обратились к термину «журнал-травелог»: «Журнал-травелог представляет собой журнал путешествий универсального типа, относящийся к массовому научно-популярному типу издания, ориентированный на читательскую аудиторию категории General Interest и рассказывающий о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты» [Лучинская 2009].

Т.Ю. Редькина в своем пособии «Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения» дает определение термину «трэвел-текст», рассматривает типологию трэвел медиатекста и определяет понятие «путешествие» как жанр и как ключевой тематический пласт для ряда СМИ [Редькина 2013]. Для нашей работы интересен подход автора к трэвел-тексту как к разновидности научно-популярных текстов, что дает понимание того, что научные знания продолжают активно популяризироваться в печатных изданиях о путешествиях (в т.ч. глянцевых), таких как «Вокруг света», National Geographic, Geo и др. Кроме того, Т.Ю. Редькина характеризует коммуникативно-речевые особенности научного путешествия, что необходимо в нашей работе для изучения структуры текста и дальнейшего восприятия читателем. Типы трэвел-медиатекста (информационно-познавательный, информационно-популяризирующий, информационно-рекламный), раскрытые автором, способствовали определению политики издания и приходу к выводам о целях и задачах данных текстов.

Е.Е. Макарова в диссертации толкует понятие научной популяризации и ее функции (просветительские в первую очередь), уточняет ее роль в обществе (формирование научного мировоззрения, создание предметов, необходимых для развития прогресса и совершенствования имеющих материальных и нематериальных благ, расширение кругозора и др.) [Макарова 2013].

Также автор рассматривает состояние научной популяризации в современной России, выявляет изменения в СМИ, популяризирующих науку, выявляя причины разрушения системы научной популяризации в стране (снижение престижа профессии ученого, отсутствие внятной государственной политики, падение уровня покупательской способности, отсутствие рекламы и корпорации научных журналистов). Данный анализ позволил нам понять, в связи с какими причинами зарубежные издания занимают лидирующие позиции на рынке журналов в России.

В своей статье С.Ю. Лучинская проследила условия развития журналов-травелогов в современной России [Лучинская 2008]. Нам представляется интересным одно из наблюдений исследователя о том, что журналы стремятся сейчас стать универсальными – соединить в себе познавательный и практический аспект. Данное взаимопроникновение стирает границы между типами изданий, как это происходит с журналистскими жанрами. В нашей работе мы отметили данную тенденцию и попробовали посмотреть, действительно ли происходит процесс унификации и можно ли четко отделить одну журнальную нишу от другой.

Таким образом, российские журналы путешествий как тип издания не становились предметом отдельного научного исследования, несмотря на их продуктивную модель и коммуникативный потенциал. Недостаточная изученность травелогов и их современного состояния обусловила научную новизну нашего исследования.

Во второй части нашей работы мы проанализировали аксиологическую модель изданий, взяв за основу метод лингвокультурологии – выявление концептов. В этом нам помогли работы И.В. Ерофеевой и ее определение концепта как единицы коллективного знания [Ерофеева 2010] и методология концептуальных исследований М.В. Пименовой [Пименова 2005].

Кроме того, мы обратились к работам по архетипам К.Г. Юнга [Юнг 1994] при рассмотрении концептов. Определение и классификацию ценностей мы изучили у некоторых исследователей. Так, Т.Е. Нерсесова напоминает в своей статье о том, что в качестве ценностей может выступать все многообразие мира. Человек оценивает любой предмет с точки зрения добра и зла, истины и лжи, справедливого и несправедливого. А Т.В. Чапля пишет, что ценности неразрывно связаны с субъектом, который их несет, поэтому «они являются средством выражения отношения личности к действительности, характеризуют его поведение и поступки». Мировоззрение и поведение человека определяют его ценностные ориентации и формируют ценность [Чапля 2006].



Эмпирическую базу исследования составили следующие журналы путешествий: «Журнал путешествий Демидова», «Северный архив», «Современная история света», «Новейшие путешествия», «Вокруг света», «Природа и охота», «Природа и люди», «Путешественник», «Славянский путешественник», «Всемирный следопыт», альманахи «На суше и на море», «Путешествие по России», «Экс», GEO, National Geographic, Conde Nast Traveler, «Вояж».

Методологическая основа исследования. В работе мы применили историко-типологический подход, рассматривая периодические издания с точки зрения возникновения и развития их типов в исторической ретроспективе. Мы изучили социально-исторические условия в период выхода изданий, предпосылки их создания, определили функции и целевые установки издания, прибегнув, в том числе, к аксиологическому анализу.

Кроме того, был применен системно-типологический метод, позволяющий исследовать журналы путешествий как систему, относящуюся к типу периодики с собственными типологическими признаками, особенностями, функциями и целевой аудиторией. Для изучения отдельных журналов мы воспользовались типологическим методом.

Также мы использовали метод аксиологического анализа, чтобы определить, какие ценности и идеи транслируются в травелогах. Аксиологические модели издания мы рассматривали на примере двух журналов, которые проанализировали методом сопоставительного (сравнительного) анализа.

Теоретической базой исследования стали работы по типологическим характеристикам СМИ А.И. Акопова [Акопов 1999], Э.А. Лазаревич [Лазаревич 1978], А.А. Тертычного [Тертычный 2002]. Также важными трудами аксиологическом анализе изданий были работы М.М. Бахтина [Бахтин 1975], К.Г. Юнга [Юнг 1991]. Кроме того, мы обратились к работам И.В. Ерофеевой [Ерофеева 2010], К.Р. Нигматуллиной [Нигматуллина 2011], М.В. Пименовой [Пименова 2005], В.А. Сидорова [Сидоров 2007] и др.



Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением функций, целевых и ценностных установок журналов путешествий, а также широким охватом российских травелогов. Кроме того, исследователи могут воспользоваться типологической моделью современного журнала путешествий как научно-популярного изданий.

Практическая значимость

Данная работа вызовет интерес не только у теоретиков журналистики, но и у практиков. Во-первых, знание ценностей, пропагандируемых журналами путешествий, позволят редакциям подобных изданий переосмыслить свою работу и более конкретно и целенаправленно формировать свою аксиологическую модель. Во-вторых, типологическая модель журнала позволит изданиям вписаться в нишу или найти в ней слабые звенья и перестроить систему. Так или иначе, работа поможет журналистам, работающим в сфере трэвел-журналистики, идентифицировать себя с тем или иным СМИ, осуществить преемственность знаний и моделей журналов или отказаться от них.



Структура

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.



Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница