М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. Особенности национального поведения. М



страница1/7
Дата09.07.2018
Размер1.12 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7


М.Ю. Алексеев, К.А. Крылов. Особенности национального поведения. М. 2001.

Основы поведения

Большинство людей в той или иной степени придерживаются одной из четырёх линий цивилизованного поведения, требующих:

- на действия других в свой адрес отвечать тем же

- первым не делать другим того, чего они не делают тебе

- поступать как хочется, не выходя за рамки законов и (или обычаев, защищающих права других делать то же самое

- не давать другим причинять себе зло, которое сам другим не делаешь.

Признание одного из четырёх приведённых выше правил этически приемлемого поведения объединяет людей в цивилизованные сообщества. Рассмотренным правилам в порядке их перечисления соответствуют 4 группы цивилизаций, которые условно можно назвать южной, восточной, западной и северной.

Исторически принятию большинством членов сообщества правил цивилизованного поведения предшествует ориентация на упрощённую их модификацию. Начала примитивной этики таковы:

- делай то же, что и другие;

- не делай того, чего другие не делают;

- заставляй всех делать то, что делаешь сам;

- не давай никому делать того, чего сам не делаешь.

Существуют 4 главные ценности, на достижение которых, ориентировано большинство людей и образуемых ими сообществ: свобода (юг), богатство (запад), превосходство (восток) и справедливость (север). В России традиционно главной ценностью была справедливость.

Сущность поведения.

Люди часто ощущают, что попадают в проблемные ситуации. Проблему в самом общем виде можно определить, как несоответствие желаемого и действительного, то есть несовпадение цели и фактического положения дел. Условием возникновения проблемы является наличие нереализованной цели. Если человек не ставил перед собой никакой цели, то для восприятия ситуации как проблемной у него нет оснований.

Проблему также можно представить, как определённое соотношение между возможностями (т.е. свободами), ограничениями, правами и обязанностям, которыми обладает каждый субъект.

Возможности – это всё то, что кто-либо может делать.

Ограничения – это то, что кто-либо не может делать (т.е. не должен).

Права – это то, что кто-либо может не делать.

Обязанности – это то, что кто-либо не может не делать (т.е. должен).

Возможности характеризуют весь набор доступных кому-либо действий. Они описывают пространство, в котором человек может маневрировать. Возможности предопределяются ресурсами, которые дают природа, другие люди или которые получают самостоятельно. Синонимом возможностей являются «свободы».

Ограничения начинаются там, где заканчиваются возможности и являются их обратной стороной. Они также устанавливаются либо природой, либо другими людьми, либо человеком самостоятельно.

Права представляют собой возможность не делать чего-либо, свободу уклониться от некоторого действия. Вообще говоря, субъект может считать своим правом не совершать никакое из доступных ему действий.

Обязанности отличаются от ограничений тем, что предполагают совершение некоторых действий, в то время как ограничения ориентированы на уклонение от них. Источником обязанностей, так же, как и источником возможностей, ограничений и прав могут быть природа, другие люди и сам человек.

Цель представляет собой намерения выполнять некоторые обязанности или наложить на себя некоторые ограничения. Цель также можно определить, как стремление реализовать некоторые возможности (свободы) или права.

При прочих равных условиях, субъект, поставивший перед собой более высокую цель, обладает большими возможностями, по сравнению с субъектом, такой цели не имеющим. Например, ресурсы человека, сознательно стремящегося достичь некоторого спортивного результата, больше ресурсов равного по своим физическим данным человека, не концентрирующем свою волю на достижении цели.

Из множества доступных возможностей сделать что-либо при постановке цели выбираются (фиксируются) лишь некоторые, те, что в результате целеполагания превращаются в обязанности. Точно так же из множества доступных прав не делать чего-либо при постановке цели определяются те, что должны быть реализованы на практике, превратившись в ограничения. Цель всегда связывает прошлое или настоящее, в котором она ставится, с некоторым моментом времени в будущем.

Решение проблем может быть результатом поступков конкретного субъекта, других людей или прочих внешних обстоятельств.



Поступки – это всё то, что люди делают или не делают намеренно.

Поступки следует отличать от мотивов и результатов.

Поступки могут не являться причиной происходящего в жизни. То, что на самом деле случается в жизни с кем-либо, является не только следствием его собственного поведения, но и результатом стечения многих обстоятельств, в том числе от самого человека не зависящих. К таким обстоятельствам можно отнести поступки окружающих, поведение машин, природы и т.п.

Поступки следуют за мотивами и предшествуют результатам, хотя сами поступки могут быть немотивированными, а результаты могут не вытекать из поступков.

Существуют два ключевых направления снятия проблем.

Во-первых, можно попытаться достигнуть поставленных целей.

Во-вторых, можно отказаться от своих желаний и устремлений, приведя их в соответствие с реальностью.

Снять нерешаемые проблемы можно только одним путём – через корректировку целей и желаний. Напрямую пытаться решить такие проблемы бессмысленно. Это всё равно, что лбом прошибать каменную стену.

Иногда нерешаемые проблемы кажутся решаемыми, и наоборот. Не все и не всегда могут отличить проблемы первого типа от проблем второго типа. К тому же решаемые в принципе проблемы характеризуются разной степенью сложности.

Проблемы нашего поведения связаны с тем, что мы озабочены нерешаемыми проблемами. Количество ресурсов (сил, времени, денег и т.п.), которыми располагает человек ограничено. Вот почему люди, реально оценивая сложность и ресурсоёмкость задач, нередко отказываются от затеи ставить цели по их практической реализации. Именно таким образом многие из них уходят от необходимости решения соответствующих проблем.



Простая этика.

Наука о поведении доказывает, что человеческая жизнь и деятельность прежде всего осуществляется в рамках 4 ключевых сфер – экономики, социума, власти, идеального.

Этика ключевых сфер жизни основана на ряде правил. Каждое из них устанавливает определённое соотношение между обязанностями и ограничениями (соответственно действиями и бездействиями), а также возможностями и правами окружающих.

В сфере экономики этичным считается делать то, что делают другие. Сфера экономики – это сфера неустойчивого, постоянно нарушаемого и всё время восстанавливаемого равновесия, где каждый временно вырвавшийся вперёд провоцирует всех остальных на подтягивание до своего уровня.

В сфере социума этичным считается не делать того, чего не делают другие. Главная ценность в сфере социума – справедливость. Положение дел, при котором кто-то делает что-то, чего остальные не делают, считается несправедливым. Поскольку, по определению, в сообществе всегда найдутся те, чьи возможности ограничены более, чем у других, справедливость реализуется путём низведения всех до уровня наиболее ограниченных по возможностям. Сфера социума так же, как и сфера экономики, является областью неустойчивого равновесия. Разница в том, что не лидер, вырвавшийся вперёд вынуждает своим поступком начинать других делать то же самое, а наоборот, другие вынуждают лидера прекратить делать то, чего они сами не могут или не хотят делать.

В сфере власти этично делать то, чего другие не делают. Имеющий власть отличается от других тем, что должен быть каким-то особенным. Эта особенность проявляется в его возможности совершать действия, которые другие не могут (не имеют возможности или права) делать. Президент может издать указ, а другие граждане нет, руководитель может уволить сотрудника, а сотрудник не может уволить руководителя.

Если начальник старается ничем не выделяться, быть таким как все, то его рано или поздно перестают уважать и воспринимать как власть, что может привести к её потере. Если же власть имущий совершает пусть даже ошибочные поступки, но такие, которые в пределах своей компетенции может совершать только он, то с точки зрения властной этики в этом нет ничего предосудительного.

Сфера власти, в отличие от экономики и социума, где тенденцией является стремление к равновесию, характеризуется противоположной направленностью – на нарушение баланса. Когда какой-то субъект приобретает власть, он сдвигает равновесие.

В идеальной сфере этично не делать того, чего не делают другие. Человек. отказавшийся присоединиться к остальным, ориентируется на свободу как главную ценность. Он считает себя свободным от каких-либо обязательств по отношению к другим. В идеальной сфере, как и в сфере власти, мы имеем дело со стремлением нарушить баланс и равновесие

Этические правила поведения в четырёх сферах.

Сфера Правило этически допустимого поведения

Экономика(запад). Кто-либо делает то, чего другие делают

Социум(север). Кто-либо не делает того, чего другие не делают

Власть(юг). Кто-либо делает то, чего другие не делают

Идеальное(восток). Кто-либо не делает того, чего другие делают



Сложная этика.

В самом общем виде закономерности логически последовательного поведения людей, ощущаемые на уровне интуиции как «правильные» могут быть сведены к четырём типам.

Первый тип последовательной и логически непротиворечивой линии поведения связан с интуитивным ощущением или вполне осознанным стремлением всегда отвечать на любые действия в свой адрес аналогичными действиями. Согласно такой логике ни один затрагивающий человека поступок не должен остаться без ответа. На сделанное тебе добро надо отвечать добром, а за причинённое зло надо наказывать (мстить). Подобное поведение выражается принципами «с волками жить – по волчьи выть», «око на око, зуб за зуб», «мы добра не забываем, но и обид не прощаем», «делай другим то, что они делают тебе» и т.п.

Этот тип поведения вызывает ассоциации с практикой, принятой в южных регионах (например, на Кавказе). Здесь обычаи кровной мести, умение ответить на добро ещё большим добром являются давно укоренившимися стереотипами поведения, а также основой для оценки своих и чужих поступков.

Данный образ поведения оставляет открытым вопрос о том, можно ли первым делать что-либо хорошее или плохое. Здесь каждый волен действовать сообразно обстоятельствам. Даже не очень хороший поступок, совершённый первым в адрес другого, ещё не сделавшего кому-либо в рамках такой линии поведения. Не считается предосудительным. Мало ли кто кому что первым делает. Вот если другой не ответит соответствующим образом, он будет не прав. А если ответит, тогда всё в порядке. За каждым признаётся право самому выбирать свою судьбу, решая, что ему делать первым в отношении других, а чего не делать. За другим право решать, реагировать или нет на поступок, не признаётся.

Вторую линию поведения выражают следующие принципы и правила: «не начинай первым», «скромность украшает человека», «не делай другим того, чего они не делают тебе», «если никто не будет, то и ты не должен», «не лезь со своим уставом в чужой монастырь», «не трогай других и тебя не тронут», «не суди, да и сам не судим будешь», «не навреди».

Второй тип поведения вызывает ассоциации с Востоком. Многие правила, принятые в рамках этого региона. Укладываются в соответствующую логику. Здесь принято не торопиться. От чужих сторонятся подальше. Им долго не доверяют и в близкие отношения с ними сразу не вступают. На Востоке не торопятся и с ответными действиями. Если, в соответствии с первой логикой поведения люди обязаны незамедлительно реагировать на всё, касающееся их лично, то вторая (восточная) логика не требует немедленного ответа. Однако это не значит, что он вообще никогда не последует. Первая линия поведения накладывает на людей обязанности, а вторая – запреты. Это лишает свободы манёвра. В данном случае неприлично не ответить, в другом – первым начать.

Третья логика выражается принципом «никто никому ничего не должен». В рамках третьего типа поведения не считается зазорным, например, ели человек решил не реагировать на действия обидчика в свой адрес, не отблагодарил других за содеянное добро, первым начал делать что-то в отношении незнакомых людей. Такого человека никто не думает обвинять в трусости, неблагодарности или нескромности. Считается, что каждый вправе вести себя так, как хочет. Свобода поступать как заблагорассудится признаётся главной ценностью. Любые ограничения на свободы и права людей, накладываемые в рамках, ранее рассмотренных первой и второй систем правил поведения считаются недопустимыми, неприличными, неправильными.

Для того, чтобы хоть как-то локализовать вред, который неограниченная никакими запретами и обязанностями свобода может приносить окружающим, за ними признаётся обязанность сообща реагировать на действия, наносящие ущерб кому-либо одному или всем вместе. Т.е. определяется перечень поступков, которые считаются вредными, запрещёнными, и в случае их совершения кем-либо его должно постигнуть возмездие со стороны общества. При этом, зная о таких правилах, сам человек вызывает ответную реакцию других. Считается, что именно он своими действиями вынуждает других реагировать на собственные поступки. За рамками общепринятого (и, как правило, законодательно оформленного) перечня недопустимого, каждый вправе вести себя, как угодно. Без обязанности общества реагировать на запрещённые, поставленные вне закона действия своих членов никакая свобода в принципе не была бы возможной, ибо социум оказался бы ввергнут в пучину хаоса, анархии и беспредела.

Эту линию поведения выражают принципы: «живи сам и давай жить другим», «не мешай другим поступать с тобой так, как ты поступаешь с ними», «разрешено всё, что не запрещено законом», «законопослушные граждане во всём абсолютно свободны». «права человека делать всё, что не наносит ущерб правам других, священны и неприкосновенны».

Четвёртая линия поведения ориентирует на создание условий, в которых другие не имеют возможности сделать кому-либо нечто, что он считает опасным для себя и сам не делает в отношении других. Подобную логику поступков выражают правила: «не давай другим делать в свой адрес то, что ты считаешь неправильным и не делаешь им». «делай так, чтобы никто не смог навредить тебе». «предугадывай проблемы и сопротивляйся им», «мудрый не попадает в ситуацию, из которой умный сможет найти правильный выход». «входя думай о том, как выйти», «если сам не трогаешь других, не позволяй им трогать тебя».

Перечисленные выше 4 способа этически цивилизованной реакции индивидуума на поступки других в его адрес могут быть представлены в виде следующих общих правил:



  1. Каждый обязан делать окружающим то, что они делают ему.

  2. Каждому запрещено делать окружающим то, чего они не делают ему.

  3. Каждый заставляет окружающих делать ему то, что он делает им.

  4. Каждый запрещает окружающим делать ему то, чего он не делает им.

Четвертая, северная этическая система обязывает каждого, кто следует её, запрещать другим делать в свой адрес то, чего он сам им не делает. Она ориентирует на предвидение возможного зла, которое могут сделать окружающие и создание условий, ограничивающих их возможность его совершить.

Этические системы большинства нынешних обществе основаны на первых 3 правилах. Среди упомянутых типов только четвёртое начало, обозначаемое как северная этика пока не имеет соответствующей ему в реальной жизни цивилизации.

Разница между Россией и другими современными обществами заключается в том, что их этические системы появились раньше. Поэтому они являются более или менее сформированными, в то время как наша ещё только находится в процессе появления на свет.

Опасность простой этики.

Реализация на практике норм примитивной этики может породить уродливые и опасные явления.

Развёрнутое правило первой (южной) этической системы устанавливает существенные ограничения обязанностей субъектов. Во-первых, круг обязательных действий сужается через задание их направленности только на того, кто сам дал для этого повод, первым затронув реагирующего. Во-вторых, из всех вариантов ответов оставляются только те, которые соответствуют действиям противоположной стороны. В результате должная реакция становится предсказуемой и справедливой.

Примитивный прототип первого (южного) этического начала лишён встроенных тормозов. Окружающие имеют возможность заставить кого угодно творить что угодно. Действия, к которым принуждают другие могут касаться тех, кто вообще ничего не делал субъекту или совершил в его адрес нечто противоположное. Здесь каждый обязывается, не раздумывая, слепо следовать поступкам остальных, даже если эти поступки ведут к беспределу.

Если толпа совершает погром, каждый обязан принять в нём участие. Если кто-либо отважится на какое-либо невиданное злодейство, то он тем самым вынудит других следовать его примеру. Простая этика первого типа – это этика толпы, сложившейся в единую массу и управляемую любым, стихийно выделившимся человеком.

Примитивный прототип второго (восточного) этического начала проявляется в процессе игнорирования сообществом кого-либо. Никто из входящих в сообщество членов не имеет право нарушить табу и сделать что-либо игнорируемому, даже если без такого действия ему грозит гибель.

Примитивный прототип третьего (западного) этического начала лишён нравственных регуляторов. Он предусматривает ситуацию, в которой все обязаны делать нечто, что делает кто-то один, невзирая на характер и последствия его поступков. Например, тоталитарные диктаторские (фашистские) режимы, жесточайшие эксплуататорские порядки на ранней стадии капитализма порождаются внедрением в жизнь именно такого варианта этики.

Северная этика предусматривает установление кем-либо ограничений на действия окружающих только в случае, если он сам в их отношении этих действий не совершает. Примитивная разновидность этой этики лишена подобных ограничений. Она запрещает всем делать в адрес кого угодно всё, чего не делает кто-то один. Это иная по сравнению с западной разновидность диктатуры. Здесь всем запрещён образ жизни, не соответствующий установленному кем-то одним эталону. Снимаются любые ограничения на ограничение кем-либо других.

Этика и общественный строй.

Основные правила поведения в рамках разных этических систем.



Общая основа – простое правило четвёртой (северной) этики («не давай никому делать то, чего сам не делаешь») в сочетании с развёрнутыми правилами из других этических систем.

Первое (южное) этическое правило («око за око»)

Второе (восточное этическое правило) («не будь первым»)

Третье (западное) этическое правило («делай что хочешь»)

Власть ограничивает народ

Власть ограничивает народ

Народ ограничивает власть

Народ подражает власти

Народ ограничивает власть

Власть подражает народу

Общество ограничивает других

Общество ограничивает других

Общество ограничивает других

Общество подражает другим

Общество первым ничего не делает другим

Общество делает другим что хочет в пределах возможного


Каталог: ~nemtsov -> fileman -> download
download -> Социальные и гуманитарные предпосылки кризисных явлений в мировом и российском высшем образовании
download -> Братусь Б. С. Основные подходы к дихотомии «норма» и «патология». Из книги Аномалии личности
download -> А. Климов Православный социализм и западный капитализм. Национальные интересы 2009 №2
download -> Социальная стратификация
download -> Н. А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма. 1937 г
download -> Тесты по модулям по курсу «Культурология»
download -> Традиционный и инновационный типы цивилизации по Баевой Л. В. и М. Логинову «Обложка» Эхо
download -> А. Дугин Германский, французский, английский логос
download -> Гюстав Лебон (1841-1931) Психология социализма. 1898 г
download -> А. Горохов Человеческая жизнь: самостоятельная ценность или экономическая категория? Россия хх1 2007 №1 с. 85-109


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница