М. В. Плотников ниу вшэ – Нижний Новгород Developing entrepreneurial thinking as a social technology



Скачать 25.74 Kb.
страница1/2
Дата15.02.2018
Размер25.74 Kb.
ТипРешение
  1   2

Развитие предпринимательского мышления как социальная технология

М.В. Плотников

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Developing entrepreneurial thinking as a social technology

M.V. Plotnikov

NRU HSE – Nizhniy Novgorod
В статье обсуждается проблема развития предпринимательского мышления в контексте современной системы образования. Предлагается решение проблемы через разработку соответствующей социальной технологии. Описывается практический опыт автора по рассматриваемому вопросу.

In the article the problem of developing entrepreneurial thinking is discussed within a frame of modern education system. Possible solution is seen in creating relevant social technology. The author describes his own practical experience on the subject.


Ключевые слова: предпринимательское мышление, социальная технология

Key words: entrepreneurial thinking, social technology


Проблема предпринимательского мышления

Развитие предпринимательства в последние годы стало довольно популярной темой. В ответ на призывы власти, практически во всех городах России стали появляться всевозможные центры предпринимательства, программы поддержки и развития предпринимательства, бизнес-инкубаторы и предпринимательские клубы, вузы стали открывают учебные программы по предпринимательству уровня магистратуры и второго высшего образования. Может сложиться впечатление, что благодаря этим инициативам в ближайшие годы следует ожидать бурного роста и развития малого бизнеса, активно стремящегося вырасти, развиться и стать средним, а то и большим.

Однако уже сегодня можно проследить пока еще слабую, но весьма печальную тенденцию: государственные инициативы в виде министерских программ, консультационных центров и бизнес-инкубаторов привлекают и реально обеспечивают поддержкой значительно меньшее количество предпринимателей, а выпускники специализированных вузовских программ не спешат начинать свое дело, предпочитая работать в качестве наемных сотрудников.

Во многом, это, вероятно, объясняется тем, что предпринимательская деятельность предполагает не только наличие необходимого минимума знаний о различных аспектах ведения бизнеса, но и (что более важно!) определенный набор когнитивных навыков и ценностных установок, которые можно назвать «предпринимательским мышлением». Именно специфичный образ мышления формирует реальную способность создавать новый бизнес и управлять им. И это именно то, чего чаще всего не способны дать учебные и административные программы.

Что же такое предпринимательское мышление? Чтобы ответить на этот вопрос, вероятно, правильнее всего было бы обратиться к наиболее распространенному определению предпринимательства как «реализации возможностей на основе контролируемых ресурсов». Таким образом, можно выделить три аспекта мышления, необходимых для реализации предпринимательской деятельности: системное, творческое и критическое. Под системным мышлением я понимаю способность распознавать и устанавливать взаимосвязи между различными объектами, событиями и явлениями; способность прогнозировать поведение и изменение систем в определенных условиях и под определенным воздействием. Творческое мышление характеризуется способностью к созданию принципиально новых идей, решений и моделей на основе ограниченной информации и ресурсов. Третий аспект – критическое мышление – можно определить как способность к недогматическому восприятию норм, традиций и требований и разработку на его основе более эффективных решений актуальных проблем.

Проблема недостаточной успешности текущих программ в создании новой генерации предпринимателей коренится глубоко в системе нашего образования. Вторя строчкам песни Б. Гребенщикова «нам в школе выдали линейку, чтобы мерить объем головы», хочется отметить, что догматически-ориентированное образование – от детского сада до вуза – направлено преимущественно на формирование типового мышления подавляемо-управляемого гражданина, а не на развитие инициативы и предпринимательства. Речь идет о системе образования, которая опирается на типовую методологическую схему:

ДАНО + ФОРМУЛА = ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ,

где: «ДАНО» – небольшой ограниченный по объему текст задачи, в котором чаще всего каждое число и каждая характеристика необходимы для решения; «ФОРМУЛА» – стандартизированный алгоритм решения типовой задачи, интуитивно соотносимый с материалом текущей учебной темы; а «ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ» – единственно верный результат правильного применения формулы к правильным данным. Такая система образования учит запоминать правильные ответы и воспроизводить их в стандартных ситуациях. Бесспорно, она идеально подходила для условий традиционалистского общества средневековья, в которых она формировалась, но насколько она необходима и успешна сегодня?

Проблема, о которой я говорю, заключается в том, что ни в реальной жизни вообще, ни в предпринимательстве в частности, на самом деле нет этих трех компонентов типовой школьной задачки. Что такое «дано» в реальности? Некая ситуация, все детали и границы которой мы (принимающие решения) не представляем, опираясь на обрывочные сведения, искаженные собственными и чужими толкованиями и нагруженные массой иррелевантной информации – всем тем, что еще предстоит переработать и структурировать, прежде чем получить хотя бы какое-то подобие школьно-задачного «дано». В отличие от учебника, реальная жизнь представляет возможность взаимодействовать с ситуацией задачи: исследовать или изменять ее (вряд ли возможно узнать у школьного «дано» дополнительные подробности ситуации или попросту изменить ее).

Еще хуже дело обстоит с алгоритмами решения. Нас учат правильным ответам, которые либо являются узкопрофессиональными, либо идеализированно-теоретезированными, либо устаревают раньше, чем появится реальная возможность эти знания применить. Если же обратиться к предпринимательству, то здесь, часто гораздо важнее знания многих «правильных» в теории и неверных на практике ответов, умение задаваться немногими неизменными правильными вопросами – не воспроизводить чужое, а размышлять и действовать самому!

Последний компонент – «правильный ответ» – будучи примененным к реальной практике часто вообще перечеркивает содержание системы образования. Нет и не может быть в предпринимательстве единственно верных ответов: бывает так и иначе, с одними последствиями и с другими, с одной ответственностью и с другой… Критерием правильности в этом случае выступает баланс, соответствие трех компонентов: целей, средств и ценностей. Предпринимаемые решения (средства) хороши только, если соответствуют поставленным целям и индивидуальным ценностям (отсюда – принципиальная невозможность абстрактных обезличенных решений!), цели должны соответствовать индивидуальным ценностям и доступным средствам, а сама повседневная практика (совокупность применяемых средств) зачастую изменяет наши цели и ценности. Таким образом, несмотря на то, что реально нет единственно верного ответа, существует множество неверных, ведущих к несоответствию в этой триаде.

Отсюда следует, что хорошее образование, пригодное для предпринимательства, должно базироваться на формировании умений задавать вопросы и понимать многообразие и системность ситуации, создавать нестандартные решения, прогнозировать и оценивать последствия их применения. Насколько это далеко от традиционной системы образования!

Из трех указанных выше аспектов мышления, вероятно наиболее слабым звеном оказывается последний. Если определенные зачатки системного и творческого мышления все же формируются в рамках классических учебных программ, то критическое мышление в них не только не развивается, но и наоборот часто подавляется. При этом значимую роль играет сам формат урочной (лекционно-семинарской) системы. Это формат четко определенного расписания, системы оценок, моделей поведения и запретов, стандартизирующий поведение и мышление учащихся, создающий для них жесткие рамки определенности, в которых четко понятно, что и как следует делать (каким чужим предписаниям следовать!), чтобы быть хорошим, успешным, правильным и т.п. Детский сад, школа, вуз – этот принцип регулярности (принцип «школьного расписания») прослеживается везде. Серьезный шок испытывают многие выпускники вузов – расписание закончилось, теперь непонятно как жить дальше. И многие, часто неосознанно, устраиваясь на работу, стремятся получить продолжение школы и новое «расписание» – чтобы сказали, что и как делать, чтобы быть успешным, чтобы сняли угрозу неопределенности и уверили в правильности выбранного пути.

Привычный образ жизни, который ведет большая часть из нас, также не способствует формированию навыков критического мышления, независимых действий и решений. Вот типовые сутки типового обывателя: 8 часов – сон, 8 часов – работа, 2 часа – транспорт, 2 часа – принятие пищи и личная гигиена, 4 часа – выполнение домашних обязанностей. обустройство личной жизни и/или привычки (хобби). Где здесь место критическому мышлению? Есть место бессознательному состоянию, трансовым состояниям и подчинению привычным разработанным другими людьми правилам. Повторю вопрос: когда и зачем мыслить критически? Чаще всего, даже если и удается выделить свободное от сна, транса и рутины время, оно забивается телевидением или компьютером.

Образование и повседневность создают обывателя, а не предпринимателя. Очевидно, что традиционные административные и учебные программы в принципе не способны изменить ситуацию. Необходимы иные средства.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница