М. С. Даниелян к р и т и к а н а т у р а л и з м а



Скачать 94.87 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата22.08.2018
Размер94.87 Kb.
  1   2   3   4   5


М . С. Даниелян
К Р И ТИКА НАТУРАЛИЗМА В КАНТОВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА Ц елью предлагаемого сообщения является обсуждение одного из возможных, ноне столь традиционных аспектов учения Канта о практическом разумен равственн ости. Речь идет не о собственно этическом содержании метафизики нравственности, а о том теоретическом интересе, который она представляет сточки зрения постановки вопроса о сущности человека. Кан- тово учение о нравственности при таком подходе предстает как одна из первых в новой философии серьезных попыток обоснования идеи принципиальной неприродности человека и человеческого, поскольку критику натурализма Кант ведет на основе категорического противопоставления морального природному. При таком рассмотрении кантовского учения о морали можно считать оправданной постановку и более общей, выходящей за пределы данного сообщения задачи. Она заключается в том, чтобы выяснить, какое значение имела идея Канта о самоценности человека и человеческого в становлении концепции общественности человека, получившей свое теоретическое обоснование в материалистическом понимании истории ив М арксовом определении сущности человека.
Ко времени Канта концепция божественности (богодухновенности) человека уже перестала быть определяющей для философского мышления. Сенсуализм (эмпиризм) отверг ее по существу, и даже рационализм во многих существенных для философии человека пунктах уже не считался с ее основоположениями, выдвигая оппозицию нового типа естественное — рациональное. При этом принцип естественности трактовалась ли она как божеское сотворение, врожденное свойство разума или как атрибут материи) завоевывал позицию за позицией в качестве стиля мышления, образа философии, ее парадигмы . Идеи самосохранения, интереса, общительности и даже такие понятия, как апперцепция, самосознание, врожденное нравственное чувство, трактовались уже в пределах натуралистической парадигмы . Общеизвестно, что на этой основе строились различные теории общественного договора — это вполне логично и не вызывает удивления. С нарождающимся стилем мышления вынужден считаться Беркли, который самое бытие божье доказывает, обращаясь к естественной чувственности человека, к его ощущениям. И более того даже рационализм Лейбница в вольфовской трактовке превращается в рациональную психо-
75


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Книга в других форматах Бергер П., Лукман т социальное конструирование реальности
2013 -> Рабочая программа психология общения по специальности 030301 (020400) Психология Калининград 2010г
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Макаров В. В., Макарова Г. А
2013 -> Напутствие
2013 -> В современных условиях рыночной экономики имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, не ограничено ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница