М. М. Траскунова трудовой потенциал молодежи севера траскунова м



Скачать 74.78 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата02.07.2018
Размер74.78 Kb.
  1   2   3   4


© 1994 г.
М.М. ТРАСКУНОВА
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРА
ТРАСКУНОВА Магна Марковна кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Института философии и права СО РАН.
Практика разработки и реализации планов и программ развития районов прожи- вания малочисленных народов Севера очень слабо ориентирована на человека.
Человек — лишь объект воздействия, «человеческий фактор», «трудовой ресурс». В действительности же перспективы социального и экономического развития сибирс- кого Севера в значительной степени связаны с народами и конкретными людьми, проживающими в этом регионе. Реальным стимулом прогресса становится личность нового качества — образованный, квалифицированный, социально активный человек.
110


Сложившаяся на Севере России система воспитания, образования, профессио- нальной подготовки молодежи не отвечает ни сегодняшним, ни, тем более, перспек- тивным задачам формирования кадров квалифицированных рабочих и специалистов разных уровней.
Кардинальные перемены в экономике этих районов, социальной жизни народов
Севера в настоящее время почти не отразились на функционирующей здесь системе воспитания, обучения, подготовки к труду молодежи, хотя общий уровень обра- зования, особенно в молодежных возрастных группах, заметно повысился. Истори- чески сложившаяся, ориентированная на решение задачи ускоренного развития народов Севера, эта система определила полное государственное обеспечение всех детей — от ясельного возраста до студенческого включительно, независимо от заня- тий и уровня доходов родителей; преимущественное обучение их в национальных школах-интернатах; фактическое исключение семьи из процесса воспитания и обучения молодежи; отрыв ее от национальной почвы, культуры, языка; нарушение всех традиций национальной, складывавшейся веками педагогики. Одним из основных направлений воспитания молодежи было идейно-политическое. Трудовое воспитание предусматривало формирование простейших трудовых навыков и узко понимаемое профессиональное ориентирование; нравственное воспитание лишь провозглашалось, из его структуры были исключены семейный и половой аспекты. Поколения разоб- щались, нарушалась трансляция культуры, языка, трудовых традиций, семейных ценностей.
«Тепличные» условия школ-интернатов, сужение влияния социальной среды, отрыв от семьи, подмена ее государственными учреждениями способствовали формированию социально пассивной, иждивенчески настроенной личности, совершенно не приспособленной к новым условиям жизни, сложно адаптирующейся, неконкурентоспособной в сферах учебы и труда, неподготовленной к семейной жизни.
Возникли демографические диспропорции: школы-интернаты строились в больших селах, в малых селах не было школ, поэтому не оставалось подростков, молодежи; среднюю школу заканчивали в основном девушки. Усиливалась миграция: часть родителей, в основном специалисты разных уровней, по мере взросления детей переезжали из села в село, чтобы не расставаться с детьми.
Учебные заведения системы профессионально-технического образования, как правило, расположенные далеко от мест проживания молодежи, имеют очень огра- ниченный набор специальностей для обучения (особенно для девушек). Сложившийся механизм функционирования не позволял достаточно быстро корректировать этот набор в соответствии с экономическими потребностями региона: постоянно имеется то недобор, то перебор квалифицированных рабочих отдельных специальностей.
Кроме того, по данным наших обследований в Эвенкии, если получить специальность в системе профессионально-технического образования планировали каждый третий юноша-эвенк и каждая седьмая девушка коренной национальности (у представителей других народов, проживающих в Эвенкии, такие планы встречались примерно вдвое реже), то поступили в ПТУ всего лишь один из семи юношей-эвенков и одна из пяти девушек, имевших подобные планы. Юноши и девушки других национальностей реализовали свои планы, связанные с профессионально-техническим образованием, еще менее успешно.
Необходимость начала самостоятельной жизни вдали от семьи, при отсутствии социального опыта, усугубляла проблемы формирования личности молодого человека, способствовала антисоциальным проявлениям: пьянству, преступности, наркомании, суициду.
Учреждения среднего специального и высшего образования, расположенные, как правило, еще дальше от мест проживания молодежи, продолжали и усугубляли слож- ности, заложенные в принципах функционирования и структуре общего среднего и профессионально-технического образования. По данным обследований в Эвенкии,
111


Каталог: data -> 974
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
974 -> Воспитательные ценности семьи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница