М. Л. Красников



Скачать 163.74 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата10.05.2018
Размер163.74 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1999 •№ 2
М.Л. КРАСНИКОВ
Феномен лжив межличностном общении
Проблема лжи всегда занимала важное место в социальной жизни и сознании людей, в философско-этических и религиозных учениях, в таких науках, как этика, логика, психология. Тем не менее до сих пор она все еще недостаточно изучена. В первую очередь это относится к рассмотрению лжив качестве социально-психологического феномена. Данное явление трактуется как "вымысел или извращение истины" (К. Ме- литан), "сознательно неверное показание" (В. Штерн), "особый вид мышления" (А. Лу- рия), "акт воздействия" (Г. Дюранден), "преднамеренное несоответствие между тем, что человек заявили тем, в чем он действительно убежден, что он действительно знает, считает и чувствует" (Л. Леви), "реализация намерения субъекта ввести партнера в заблуждение" (В. Знаков. Практически только последнее из приведенных определений, а также определение лжив словаре, согласно которому под ложью понимается "феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей" [1], непосредственно указывают на социально-психологическую природу этого явления.
Дело в том, что традиционно ложь исследовалась с позиций общей, а не социальной психологии. Это обусловило концентрацию внимания главным образом на анализе сознания и поведения лжеца и самой лжи как продукте и средстве деятельности индивида. При этом ложь трактовалась как разовый акт психической деятельности лжеца, зависящий в основном от его индивидуальных особенностей и сиюминутной цели, а не от характера взаимоотношений, контекста и динамики общения с конкретным партнером. Поэтому и задачи психологии виделись прежде всего в поисках универсальных критериев различения лжи и внешне сходных с ней явлений добросовестного заблуждения (фантазирования, иронии и т.п.) и описании ее поведенческих признаков, ноне в системном изучении социально-психологических предпосылок, проявлений и последствий лжив межличностном взаимодействии конкретных субъектов. Разумеется, многие психологи упоминали о связи лжи с общением людей [2-8], однако специальных исследований, нацеленных на ее изучение как феномена межличностного общения, до последнего времени практически не проводилось [2,9,10].
Вместе стем из повседневного опыта каждому человеку хорошо известно, что ложь далеко не всегда сводится к одномоментному коммуникативному акту. Нередко ее воздействие как на адресата, таки на самого лжеца имеет пролонгированный характер. Причем это касается не только тех случаев, когда лжеца быстро разоблачают и истина торжествует. Здесь сиюминутные и долговременные последствия лжи очевидны - конфликт, разочарование в партнере, частичная или полная потеря доверия к нему и т.п.
Более интересными представляются случаи, когда ложь, имеющая важное значение для взаимных отношений конкретных субъектов, долго не обнаруживается. Выпасть из общения связанных с ним лиц она просто так не может, поскольку введенный в заблуждение индивид руководствуется отчасти ложным знанием о реальности, асам лжец вынужден постоянно помнить и подкреплять свою ложь, чтобы не оказаться разоблаченным. Поэтому влияние лжи на субъекты общения, на процесс их
К рас ник о в Михаил Александрович - аспирант Института психологии РАН.
176


Каталог: data -> 807
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
807 -> От самоуправства машины к «омашиниванию» начальства


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница