М. Андреева; доктор психологических наук, профессор Т. Д. Марцинковская Стефаненко Татьяна Гавриловна Этнопсихология



страница1/100
Дата11.08.2018
Размер4.97 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   100


Для отображения нумерации страниц бумажного оригинала книги

включите опцию «Показать непечатные символы».
Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Г. М. Андреева;

доктор психологических наук, профессор Т. Д. Марцинковская
Стефаненко Татьяна Гавриловна

Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с.

ISBN 978-5-7567-0414-3
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.
УДК 159.9 ББК 88.5

ISBN 978-5-7567-0414-3

© ЗАО Издательство«Аспект Пресс», 2007, 2009www.aspectpress.ru


Предисловие к третьему изданию 4

Предисловие к четвертому изданию 4



ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 5

1.1. Этнический парадокс современности 5

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 6

1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности 8



ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 10

2.1. Этнос как психологическая общность 10

2.2. Культура как психологическое понятие 12

2.3. Что такое этнопсихология? 14



ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 19

3.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 19

3.2. Изучение психологии народов в Германии и России 21

3.3. Психология народов В. Вундта 23

3.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 24

Рекомендуемая литература 26



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 26

4.1. Конфигурации культур 26

4.2. Базовая и модальная личность 27

4.3. Предмет и задачи психологической антропологии 29



СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ 31

5.1. Эмпирические исследования перцептивных процессов 31

5.2. Зрительные иллюзии и культура 33

5.3. Цвет: кодирование и категоризация 35

5.4. Немного о тестах интеллекта 38

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 40

6.1. Релятивизм, абсолютизм, универсализм 40

6.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека 42

6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 45



ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 48

7.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 48

7.2. Влияние культуры на развитие ребенка 51

7.3. Этнография детства 55

7.4. Архивные, полевые и экспериментальные исследования социализации 57

7.5. Отрочество и «переход в мир взрослых» 62



ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 66

8.1. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность? 66

8.2. Национальный характер или ментальность? 70

8.3. Пути к разгадке русской души 74

8.4. Проблема нормы и патологии личности 80

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 85

9.1. Социальная психология и культурный контекст 85

9.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89

9.3. Экспрессивное поведение и культура 93

9.4. Язык пространства и времени 98

9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции 101



КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 104

10.1. Регулятивная функция культуры 104

10.2. Индивидуализм и коллективизм 107

10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры 111

10.4. Культурная специфика моделей конфликта 115

10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля 119

10.6. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 122

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 126

11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические 126

11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 128

11.3. Основные компоненты этнической идентичности 130

11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки 133

РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 135

12.1. Этапы становления этнической идентичности 135

12.2. Влияние социального контекста на этническую идентичность 140

12.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 143

12.4. Модели измерения этнической идентичности 147

МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 152

13.1. Этноцентризм как социально-психологическое явление 152

13.2. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации 156

13.3. Этнические стереотипы: основные свойства 159

13.4. Социальная каузальная атрибуция 163

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ — ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ 167

14.1. Определение и типы этнических конфликтов 167

14.2. Этнические конфликты: как они возникают 170

14.3. Этнические конфликты: как они протекают 174

14.4. Урегулирование этнических конфликтов 177

АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 182

15.1. Адаптация, аккультурация, приспособление 182

15.2. Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде: основные факторы 186

15.3. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 190



Литература 192


Двум Галинам Михайловнам — памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко и моему Учителю Г. М. Андреевой



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   100


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница