«ложь как дискурсивное образование: лингвокогнитивный аспект»



Скачать 100.5 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата10.05.2018
Размер100.5 Kb.
  1   2


РЕЦЕНЗИЯ
на монографию Е. И. МОРОЗОВОЙ
«ЛОЖЬ КАК ДИСКУРСИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ»
(Морозова Е. И. Ложь как дискурсивное образование лингвокогнитивный аспект. – Х Экограф, 2005. – 300 с. – Библиогр. С. 252–299). Изучение понятия ложь с лингвистической точки зрения представляется весьма интересными актуальным, хотя и не новым (ср. исследования Д. Болинджера, А. Людвига, Н. Д. Арутюновой, Ж. Лакана, Х. Вайнриха, А. Залевской, М. Минского, А. Вежбицкой и др. Ложь всегда привлекала внимание как философов, психологов, таки лингвистов, однако последние долгое время несколько отстранились от её прагматического анализа и лингвистического воплощения вплоть до конца ХХ ст. Находясь на позициях Харьковской лингвистической школы, Е. И. Морозова в своей монографии попыталась представить понятие ложь в рамках единой концепции закономерностей формирования значений языковых единиц, в которые вербализуется понятие лжи, и те образования смыслов высказываний, в которых ложь «перформируется» [c. 11]. Автор исследования исходит из положения современной когнитивистики о том, что в основе формирования значений языковых единиц и смысла высказываний лежат единые когнитивные принципы, обеспечивающие органическую связь высказываний, в которых говорящий намеренно искажает действительное положение вещей и соответствующие метакоммуникативные термины. Дискурс с этих позиций рассматривается автором исследования как некая среда, в которой происходит концептуализация эталона, мерила оценки коммуникативного взаимодействия людей, образа аксиологемы». Основной акцент автором направлен не на рассмотрение того, как понятие лжи вербализуется в языке, а на то, какими средствами располагает язык для его конструирования в коммуникативном взаимодействии, в каких коммуникативных ситуациях совершается это конструирование и какие факторы влияют на этот процесс. В главе 1 исследования Е. И. Морозова рассматривает понятие лжив трактовках современных научных парадигм. Автором прослеживается долгая история изучения понятия ложь с позиции разных областей гуманитарной науки
– философии, этики, риторики, теологии, психологии, социологии, педагогики, теории коммуникации, медицины, криминалистики и пр. Основным вектором в исследовании принимается положение о том, что ложь является объектом ризоморфным, для адекватного анализа которого необходимо феноменологическое видение. Обоснованию этого собственно и посвящена первая глава монографии. Для лингвистического анализа лжи Е. И. Морозова выбирает в качестве эпистемологической процедуры такие подходы и методы современной лингвистики, которые, согласно А. А. Кибрик, находятся на стадии перехода от дискретной лингвистики, опирающейся на классическую аристотелевскую логику понятий, к науке, построенной на логике прототипов и размытых множеств на смену таксономической, сосредоточенной на вопросе КАК, приходит объяснительная ПОЧЕМУ?-лингвистика».




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница