Логика и методология науки



Скачать 313.4 Kb.
страница1/5
Дата25.05.2018
Размер313.4 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5

Г.П.Щедровицкий

Логика и методология науки
Я подчеркиваю, что хочу сделать этот доклад предельно схематично и ставлю своей задачей только сформулировать некоторые узловые вопросы, которые, с моей точки зрения, должны быть рассмотрены в этой схеме, и наметить пути их рассмотрения. Думаю, что эта тема в дальнейшем должна стать для нас предметом тщательного обсуждения.

1. Первое, что надо подчеркнуть в этой связи, это то, что группа так называемых методологических, или эпистемологических, или Логических (с большой буквы) дисциплин (или наук), имеет свой особый, специфический предмет, принципиально отличающийся от предметов конкретных наук. Мне представляется, что этот тезис является сейчас исключительно важным и актуальным в связи с тем положением, которое существует у нас в философии вообще и в философии естествознания, в частности. Ведь, как правило, у нас сейчас философию естествознания сводят к натурфилософии, т.е. считается, что и физик занимается вопросами строения материи, и философ занимается вопросами строения объективного мира. Только физик при этом применяет определенный математический аппарат, и его рассуждения  частные и конкретные, а философ рассуждает о строении мира в общем, на основе каких-то широких обобщений; но предмет, по сути дела, у них  как думают  один и тот же. И поэтому многие из тех, кто занимается философией физики, видят свою задачу в том, чтобы определить, каким должно быть то или иное трудное, спорное, колеблющееся понятие физики. Например, если стоит проблема, как совместить в определении электрона то, что он является «прерывным» образованием  частицей  и «непрерывным» образованием  волной, то такой философ видит свою задачу не в том, чтобы рассмотреть, как вводились эти понятия, какова структура процесса познания при их введении и на каком, примерно, мыслительном пути может быть найдено решение, а в том, чтобы ответить на вопрос, что же такое есть электрон. И это, кстати, очень типичное, характерное явление, и даже люди, много сил уделяющие философии естествознания, убеждены, что именно таким образом должна идти работа.

Отличие методологического подхода от подхода естественных наук совершенно не чувствуется представителями естественных наук. Когда я делал доклад в Институте кристаллографии, мне в порядке возражения выдвигали такой тезис: современный аппарат физики переносится в биологию?  переносится, значит  физика и есть методология; сам этот перенос является фактом методологическим, а физик, который осуществляет эту работу, по существу, решает собственно методологическую задачу, и никаких других методологических задач вообще, в принципе, быть не может. Поэтому я еще раз повторяю: мне представляется, что на сегодняшний день исключительно важным было бы провести тезис, что группа методологических, или эпистемологических, или Логических, дисциплин имеет свой особый предмет, исторически обосновать выделение этого предмета и рассказать вкратце об его истории. Этому я и хочу посвятить первую, вводную часть своего сообщения.

1.1. По-видимому, выделять этот особый предмет Логических исследований нужно, разбирая ситуацию парадоксов, или антиномий. Обычно я, делая вводные доклады на кружке или вообще такого рода доклады, как в Институте кристаллографии, начинаю именно с ситуации парадоксов. В обобщенном виде она сводится к следующему. Представим себе, что мы имеем два знания об одном и том же объекте или относимых к одному и тому же объекту. Обычно, когда мы имеем просто два знания


Каталог: biblio -> rus
rus -> Игра и детское общество
rus -> Смысл и значение I. Введение в проблему: лингвистический и семиотический подходы в семантике
rus -> Москва 2004 Редакторы и издатели серии «Из архива Г. П. Щедровицкого»: Г. А. Давыдова
rus -> Г. П. Щедровицкий
rus -> Техгнология мышления
rus -> О различии исходных понятий формальной и содержательной логик
rus -> Курс лекций Москва 2003 Ответственные редакторы и издатели серии «Из архива Г. П. Щедровицкого»
rus -> Лекции-доклады на структурно-системном семинаре (июнь июль 1965 г.) Москва 2004
rus -> О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница