Литература для занятия: Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001



Скачать 62.28 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2018
Размер62.28 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3

Филюшкин А. И.
Как связаны национализм и религия (взгляд современных ученых).
Идея: и религия, и национализм относятся прежде всего к духовной сфере. Конструктивистами (во главе с Б. Андерсоном) высказывалась идея, что расцвет национализма и национальных идей в новое время связан как раз с тем, что в менталитете людей ослабляются объединяющие их семантические религиозные коды, и эта ниша заменяется (замещается) национальными кодами.
Литература для занятия:
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

2. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419-450.


Вопросы для обсуждения:
Вопросы:
1. Почему нации являются, «воображаемыми сообществами» (по Андерсону) или «историческими и политическими концептами» (По Кону)? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.29-32; Кон Х. Идея национализма…С.428-431, 434-435, 439-441, 444).
Андерсон: Историк считает нацию современным феноменом, а для националиста она вещь древняя. Нация – вещь универсальная и легко приобретаемая по многим параметрам, но в то же время приобретаемая в ряде черт только по происхождению. Националисты могущественны политически, но слабы в философском и теоретическом плане. Национализм кажется патологией общественного развития.
По Андерсону, НАЦИЯ – это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное.
Оно воображенное, потому что члены нации друг друга не знают, но воображают свое единство. Ограниченное, потому что существуют пределы, границы, за которыми живут другие нации.
Нация суверенна, потому что все нации мечтают о независимости и стремятся к созданию своего национального государства.
Нация понимается как сообщество, потому что это всегда глубоко горизонтальное товарищество.
Чтобы понять, почему за это воображаемое (не путать с фальсификатом) люди готовы убивать других и еще более умирать за этот воображаемый конструкт, надо обратиться к культурным корням национализма.
Кон: Национализм – это прежде всего способ мысли, творение сознания. Исторический и политический концепт. Это комплексное состояние ума, возникающее через опыт дифференциации и противопоставления Я окружающему миру, “мы-группы” и тех, кто к ней не принадлежит. Групповое сознание стремиться создать гомогенность, единство внутри своей группы, единообразие и единомыслие, которое может привести к прогнозируемым и программированным совместным действиям.
Статус абсолюта нации предали теории о происхождении нации и о народном духе как ее квитэссенции.
Нацию формирует желание ее сформировать (Фр. Революция дала толчок созданию фр. нации). Нацию создают пробудившиеся сознание и воля. Власть идеи, а не зов крови формируют наци. Ср. определение Эрнеста Ренана: «Нация – это великая солидарность, основанная на ощущении жертвы, уже принесенной или какую готовы принести в будущем…».
Национализм – это идея, которая наполняет человеческий разум и сердце новыми чувствами и побуждает человека к организованным действиям. При этом национальность – это группа, которая стремится выразить себя в высшей форме организации социума – суверенном государстве.
Национальность – способ мышления, соответствующий политической реальности или стремящийся ей соответствовать.
2. Каковы корни национализма? Какова их связь с религией? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества…С.33-36, 58-59, 158-159, 221-223; Кон Х. Идея национализма… С.419-428).

Каталог: Labs -> UkrBel
UkrBel -> Семинар 2008 Христианство, ислам, иудаизм и протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы
UkrBel -> Социальные функции религии
UkrBel -> Макс Вебер и ислам
UkrBel -> В. В. Кондрашин Голод 1932–1933 гг в России и Украине: трагедия советской деревни
UkrBel -> Проект курса
UkrBel -> Филюшкин А. И. Как проверить теорию Вебера, или почему протестантская этика была в католических городах Европы
UkrBel -> Православие в культуре Европы: специфическое и общехристианское. От Средних веков к Новому времени
UkrBel -> Спецкурса «Образ женщины и гендерные аспекты ислама, православия, католицизма и протестантизма»
UkrBel -> Католицизм, православие и европейская идентичность”
UkrBel -> Петриковская Е


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница