Литература для углубленного изучения курса 61 10. Вопросы для повторения 68



страница1/25
Дата13.05.2018
Размер0.85 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

ПРОГРАММА И ПЛАНЫ
ПО ФИЛОСОФИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Краснодар, 2007
Программа и планы разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по курсу «Философия».


Автор-составитель - Яковлева Елена Викторовна, ст. преподаватель кафедры философии.

Научные редакторы:

Данилова Марина Ивановна, д. филос. н., профессор

Скляр Василий Васильевич, к. филос. н., профессор

Программа утверждена на заседании кафедры философии Кубанского государственного аграрного университета от 20 декабря 2006 года. Протокол № 5.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины 4


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5
3. Примерный тематический план курса «Философия»

(лекции) 6


4. Примерный тематический план курса «Философия»

(семинарские занятия). 7

5. Программа курса и её основное содержание 8

6. Тематика планов семинарских занятий 30

7. Рекомендуемая литература 49

8. Тематика рефератов по разделам 53

9. Практикум.

Литература для углубленного изучения курса 61


10. Вопросы для повторения 68

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель изучения дисциплины
- Дать необходимые знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, истории философии;

- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нём;

- формирование философского мировоззрения и мироощущения;

- развитие интереса к фундаментальным знаниям;

- стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;

- воспитание культуры разумного мышления и ценностной оценки явлений мира.



    1. Задачи изучения дисциплины

- Дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;

- изучить структуру философского знания;

- познакомить студентов с историей философской мысли, категориальным и понятийным аппаратом данной области знания;

- раскрыть существо основных проблем современной философии;

- определить специфику и закономерности развития философского знания;

- рассмотреть концепции и направления, исторические типы философии и философствования.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание предмета философии осуществляется в соответствии с профилем аграрного университета. Студент, освоивший учебный курс “Философия” должен



знать:
- предмет философии;

- место философии в системе наук;

- историю философии, основные этапы мировоззренческой эволюции философии, содержание и формы философских представлений, а так же основные тенденции её существования и развития в современном мире;

- сущность науки, искусства, религии, мировой и отечественной культуры в философском контексте;

- ключевые проблемы современной России и мировой цивилизации в их философском осмыслении;

- основные принципы философского мышления, развивающегося при изучении мировой и отечественной философии;


уметь:

- методологически грамотно проводить эмпирические и теоретические исследования, выработанные в ходе развития философской мысли;

- практически применять философские знания в области избранной специальности и связанных с ней творческих подходов в решении профессиональных задач;


владеть навыками:
- научно-исследовательской и организационно-управленческой работы в социальной, культурной и научной сферах, а также межличностном общении, с учетом гуманистической ориентации, декларируемой философской мыслью.

3. ТЕМАТИКА КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ


№№

Темя лекция

Количество

часов

Количество

часов

1

Предмет и структура философии.



2 часа

2 часа

2

Философия Древнего Востока.

2 часа

2 часа

3

Античная философия.

2 часа

2 часа

4

Философия Средних веков.

2 часа

2 часа

5

Философия Возрождения.

2 часа

2 часа

6

Философия Нового времени.

2 часа

2 часа

7

Философия Просвещения

2 часа

------

8

Классическая немецкая философия.

2 часа

2 часа

9

Постклассическая философия IX века.
нач. XX

2 часа

2 часа

10

Западная философия X века.

2 часа

2 часа

11

История русской философии.

2 часа

2 часа

12

Онтология как учение о бытии.

2 часа

2 часа

13

Диалектика.

2 часа

------

14

Гносеология.

2 часа

2 часа

15

Сознание.

2 часа

-------

16

Социальная философия.

2 часа

2 часа

17

Философская антропология.

2 часа

------

18

Философская аксиология.

2 часа

------

19

Философия науки.

2 часа

2 часа

20

Философия истории.

2 часа

-------

21

Философия права.

2 часа

-------

22

Философия экономики.

2 часа

-------

23

Философия техники.

2 часа

-------

24

Глобальные проблемы.

2 часа

2 часа

Всего 48 часов 30 часов

4. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ


№№

Тема семинарского занятия

Количество часов

Количество часов

1

Предмет и структура философии.

2 часа

2 часа

2

Философия Древнего Востока.

2 часа

2 часа

3

Античная философия.

2 часа

2 часа

4

Философия Средних веков.

2 часа

2 часа

5

Философия Возрождения

2 часа

2 часа

6

Философия Нового времени и Просвещения.

2 часа

2 часа

7

Классическая немецкая философия.

2 часа

2 часа

8

Постклассическая философия IX века.



2 часа

2 часа

9

Западная философия XX века.

2 часа

2 часа

10

Русская философия.

2 часа

2 часа

11

Онтология. Диалектика.

2 часа

2 часа

12

Гносеология.

2 часа

2 часа

13

Сознание.

2 часа

2 часа

14

Социальная философия.

2 часа

2 часа

15

Философская антропология.

2 часа

-----

16

Философская аксиология.

2 часа

-----

17

Философия науки.

2 часа

2 часа

18

Философия истории.

2 часа

-----

19

Философия права.

2 часа

-----

20

Философия экономики.

2 часа

-----

21

Философия техники.

2 часа

-----

Всего 42 часа 30 часов
5. ПРОГРАММА КУРСА И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ.
Философия как особая форма общественного сознания, как исторически сложившийся тип мировоззрения, как высшая мудрость. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы.

Сущность философии. Предмет философии и круг её основных проблем. Генезис философии. Историческое становление философии, основные направления и школы философии. Структура философского знания.

Место и роль философии в системе научных знаний, её значение в жизни общества. Философское исследование природы и сущности мира, сущности и назначения человека. Функции философии. Философия в контексте культуры. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия.

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии.

Истоки индийской философии: мифология, брахманизм, предфилософия. Основополагающие понятия и особенности индийской философии. Этапы древнеиндийской философии. Веды. Джайнизм. Буддизм. Индуизм.

Особенности картины мира в китайской философии. Истоки и периодизация древнекитайской философии. Основополагающие понятия и основные идеи. Даосизм. Конфуцианство. Легизм.

Особенности развития древневосточной науки.


ТЕМА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Происхождение и своеобразие античной философии. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Периодизация.

Первые философы. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагорейская школа. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.

Элейская школа. «Пути истины» и «пути мнения» в учениях Парменида. Апории Зенона и их философский смысл.

Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма.

Школа софистов: Протагор, Горгий.

Век «классической философии». Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония» - аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.

Платон. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и её бессмертии. Этика Платона. Учение Платона о государстве.

Аристотель. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Аристотель о видах «причин». Логика и теория познания. Социальная философия Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Школа эллинистической философии. Кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. Плотин и неоплатонизм.

Античная наука. От логоса к преднауке. Возникновение первых форм теоретической науки. Вклад древнегреческих философов в становление наук.


ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
Своеобразие Средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Креационизм и провиденциализм философии Средневековья. Бог, человек и мир в христианской философии. Средневековый аскетизм.

Апологетика: Тертуллиан и Ориген.

Патристика. Учение А.Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Августин о «двух градах». Трансцендентная философия истории Августина. Схоластика. Идея гармонии, веры и разума в философии томизма. Философия Ф. Аквинского. Философские взгляды П. Абеляра, У. Оккама.

Номинализм и реализм. Проблема универсалий.

Христианское мировоззрение и наука. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах.

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Европейское Возрождение как историческая эпоха. Периодизация эпохи Возрождения.

Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм в философской мысли Возрождения.

Философия итальянского гуманизма: Фр. Петрарка, Л. Валла.

Развитие идей неоплатонизма: Н. Кузанский, Дж. Пико делла Мирандола. Натурфилософия: Н. Коперник, Дж. Бруно.

Социальная философия: Н. Макиавелли, Т.Мор, Дж. Кампанелла.

Реформация и контрреформация. Личность и учение Эразма Роттердамского. Ж.Кальвин и учение о предопределении. Протестантская этика.

Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии. Подготовительный этап к обоснованию новой науки. Гуманизм и самореализация творческой индивидуальности. Зарождение классической науки.


ТЕМА 6. ФИЛООСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII–XVIII ВВ)
Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания.

Проблема метода в философии Нового времени.

Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.

Начало философии Нового времени. Р.Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Учение о врожденных идеях. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.

Ф.Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Разработка индуктивной методологии науки.

Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б.Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанции. Метод построения системы. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость.

Г.Ф.Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Учение о первичных и вторичных качествах. Социально-политические взгляды.

Гносеология Т. Гоббса. Роль методов и знаков. Социально-политические и этические взгляды.

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепций первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства.

Д.Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма.

Союз философии с наукой. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания.



ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Общая характеристика философии эпохи Просвещения. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания.

Французское Просвещение. Философские и социально-политические взгляды Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Фр. Вольтера. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса.

Материалистическая тенденция во французском Просвещении: Ламетри, Гельвеций, Гольбах.

Английское просвещение: Дж. Толанд, Б.Мандевиль, Э.Шефтсбери. Философская этика.

Немецкое просвещение: А.Баумгартнер, Х.Вольф, Г.Лессинг. Философская эстетика.

ТЕМА 8. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Классическая немецкая философия как завершение новоевропейской философской классики. Главные проблемы и задачи классической немецкой философии.

Критическая философия И.Канта. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого разума.

Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.

Эстетическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения».

Философия И.Г.Фихте.

Философия Ф.В.Й.Шеллинга.

Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте.

«Энциклопедия философских наук», её структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.

Гегель «о разумной деятельности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.

Л.Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.

Философия марксизма. Возникновение марксизма, основные этапы его развития. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Основной вопрос философии и философские понимание материи. Философия как обобщение достижений науки и культуры. Исследование познавательных способностей субъекта. Возможности и границы научного познания. Роль науки и техники в общественном развитии.
ТЕМА 9. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА.
Кризис классического рационализма.

Позитивизм: О.Конт, Дж. Ст. Миль, Г.Спенсер. Эмпириокритицизм: Э.Мах, Р.Авенариус.

Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г.Коген, П.Наторп). Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

Иррационализм и философия жизни. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм.

Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека.

Философия Ф.Ницше. Программа переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения».

Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.

Интуитивизм А.Бергсона: понятие истины, интеллекта, интуиции в «Творческой эволюции».

Развитие постклассической науки. Естественные науки как всеобщая модель научного знания. Обоснование и защита научного статуса гуманитарного знания. Символизм бытия и познания.
ТЕМА 10. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА.
Главные проблемы и тенденции философии XX века. «Школы» и «тематические направления». Сциеинтизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре XX века.

Американский прагматизм: Ч.Пирс, В.Джемс, Дж. Дьюи.

Психоанализ. З.Фрейд. Философия неофрейдизма.

Феноменология. Э.Гуссерль: программа философии как «строгой науки». Критика психоанализа в философии сознания. Понятие интенциальности сознания. Метод феноменологической редукцией, её ступени. Феноменологическая этика М.Шелера.

Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер), и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. Антропологический экзистенциализм (Ж.-П.Сартр, А.Камю). М.Хайдеггер и «преодоление» метафизики. Ж.-П.Сартр о свободе и «проекте».

Философская герменевтика. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г.Гадамера. Герменевтика в исторической интерпретации В.Дильтея. П.Рикёр: конфликт интерпретаций.

Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманистических науках и философский структурализм. Структурная антропология К.Леви-Стросса.

Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и её кризис (Р.Карнап, Г.Рейхенбах). «Постпозитивизм» и философия науки (К.Поппер, Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд).

Религиозная философия. Основные тенденции западной релизиозно-флософиской мысли: католическая (неотомизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж.Маритена. Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.

Философский постмодернизм: Ж. Деррида, М.Фуко, Р.Рорти.

Особенности постклассической науки. Наука и техника – единая система преобразования мира. Научно-технический прогресс и бытие личности.

ТЕМА 11. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Характерные черты русской философии.

Русская философия XI - XVII веков. Зарождение философии на Руси. Учение о благодати и осмыслении идеи богочеловечества. Доктрина «Москва – третий Рим».

Русская философия ХУШ века. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие эпохи Просвещения в России.

А.Н.Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.

Русская философия XIX века. П.Л.Чаадаев. Оценка исторического прошлого и будущего России. Религиозная историософия.

А.И.Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».

Западничество и славянофильство 30 -50 годов. Западники: А.И.Герцен, М.А.Бакунин, В.Г.Белинский. Разработка славянофильской идеологии: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50-60 годов: Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г.Чернышевского. Д.И.Писарев: материализм и наука. Труд как основа исторического прогресса и проблема освобождения труда.

Философская мысль народников. Народничество в России: содержание и этапы. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А.Бакунина. П.Л.Лавров: субъективная социология, роль личности в истории.

Концепция культурно-исторических типов Данилевского Н.Я. и «византизм» К.И.Леонтьева как осмысление места России в истории.

В.С.Соловьев. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного» знания. Философия всеединства. Философия истории и моральная философия.

Философские взгляды Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.

Н.Ф.Федоров. «Философия общего дела» Проблема смерти и победы над ней.

Русская философия ХХ века. Философия всеединства. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Христианско-экзистенциальная философия Н.Бердяева. Идея свободы и персонализм. Интуитивизм Н.Лосского. «Русская идея».

Космизм. К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский: учение о ноосфере.

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. «Материализм и эмпириокритицизм»; понятие материи, проблемы истины.

Советская марксистская философия. «Диалектический и исторический материализм» в систематической форме. Основные проблемы и дискуссии в советской философии.


Каталог: upload -> iblock
iblock -> Программа по обществознанию
iblock -> А. Г. Свинаренко
iblock -> «Социальные проблемы молодежи во взаимодействии с государством»
iblock -> Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры
iblock -> Право. Личность. Интернет Предисловие
iblock -> Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля
iblock -> Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве
iblock -> Тема №10 Проблема сознания в философии и науке


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница