Лисицына Евгения Викторовна



Скачать 52.41 Kb.
страница1/2
Дата28.07.2018
Размер52.41 Kb.
  1   2

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ЦЕНТРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ПРИНЦИП ЯЗЫКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА П.А.ФЛОРЕНСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ»)

Лисицына Евгения Викторовна,

Ставропольский государственный университет

Павел Александрович Флоренский (1882-1943) – русский ученый - энциклопедист, религиозный деятель XX века, представитель блестящей плеяды философов, наделенных разносторонними талантами, - занимает особое место среди последователей оригинальной школы русской религиозной философии, основоположником которой стал В.С.Соловьев.

Отметить и проанализировать языковые особенности философского дискурса П.А.Флоренского представляется целесообразным на основе текста его произведения «У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики)», представляющее собой объединение лекционных бесед, созданных в разное время (в период с 1918 по 1922 гг.). По замыслу автора, статьи объединены общей концепцией, не умаляя при этом их самостоятельного значения. Сборник бесед «У водоразделов мысли» является методологическим введением в философский проект-исследование культуры по способам чувственного отношения человека к миру. Сам автор пишет: «От глубокой древности две познавательные способности почитались благороднейшими: слух и зрение» (2, 341). Изучение Флоренским зрительных и слуховых символов воплощено в произведениях «У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики)», «Иконостас» (1918-1922), где разрабатывается метафизика иконы как совершенного изобразительного символа, «Имена» (1923-1926), в котором развивается концепция языка со словом, именем и Именем Божием в центре.

В масштабах отдельной научной статьи невозможно изучение всех принципов языковой организации философского дискурса П.А.Флоренского, поэтому мы затронем лишь графическое оформление текста «У водоразделов мысли», а именно: способы актуализации информативного центра высказывания.

П.А.Флоренский в своей работе широко использует полужирный шрифт букв и курсив. Таким образом, акцентируется внимание читателя на определенных словах и словосочетаниях (иногда предложениях), имеющих для автора особое значение. Следует отметить в этой связи, что рассматриваемые нами типы графем несколько условны, поскольку, как пишет игумен Андроник (Трубачев): «Различные редакции и варианты одной части, а также различные части всего цикла не имеют единой системы выделений. Возможно, это связано с тем, что отдельные части готовились автором к публикации в разных изданиях. Публикаторы приняли единую систему выделений: 1) авторские выделения, смысловые или зрительные (полужирный, разрядка, курсив) сведены к полужирному; 2) курсивом выделяются авторские заметки о времени и месте написания, эпиграфы, некоторые выделенные автором термины, которые иначе надо было бы писать в кавычках, 3) петитом набраны большие цитаты и стихотворения, согласно авторским пометам на рукописях» (1, 368). Но нас интересуют не способы графических выделений, а сам факт наличия таковых в тексте, намеченных П.А.Флоренским. Главное, что публикаторы сохранили дифференциацию авторских графических выделений и систематизировали их, не нарушая авторского замысла. Поэтому при анализе графических особенностей цикла «У водоразделов мысли» условно будем называть выделения, принятые публикаторами, авторскими. Например: «Не без горечи поведал мне Андреев ("нажаловался"), что "и бысть вечер, и бысть утро" для Сергея Алексеевича – лишь "


Каталог: WordDocs
WordDocs -> Старость является социальным феноменом – только социальные отношения с устойчивыми элементами взаимопомощи делают старость воз
WordDocs -> Синергетический подход и проблема развития субъектности личности
WordDocs -> Проблема абстрактного в контексте психолингвистики
WordDocs -> Лингвистический анализ метапоэтических стихотворений Востокова
WordDocs -> Структура образовательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
WordDocs -> Социально-политическая интерпретация традиционализма
WordDocs -> К проблеме выделения единицы анализа риторического дискурса
WordDocs -> Организация конструктивных взаимодействий в педагогическом процессе начальной школы как показатель оптимизации межличностных в
WordDocs -> В последние годы учёными часто поднимается вопрос о качестве российского образования в высшей школе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница