Лиса русских сказок о животных как трикстер Зайцева Ирина Витальевна



Скачать 38.87 Kb.
Дата01.08.2018
Размер38.87 Kb.
ТипСказка

Лиса русских сказок о животных как трикстер

Зайцева Ирина Витальевна

Студентка Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия


for_irina.97@mail.ru

Архетипы обретают своё содержание в мифах, легендах, сказках. Каждая из таких историй несет в себе скрытый способ решения какой-либо жизненной проблемы. Архетипический мотив – это образец мысли или поступка, который свойствен человеку во все времена в любом месте. Архетип трикстера является ярким и характерным образом. «Трикстер, сочетает в одном лице пафос упорядочения формирующегося социума и космоса и выражение его дезорганизации и еще неупорядоченного состояния» [Мелетинский: 186]. Он представляет собой противоречивое существо, находящееся на границе антиномий человеческого сознания: тьмы и света, добра и зла, хаоса и порядка; обладающее божественно-животной природой, превосходящее человека своими сверхчеловеческими качествами, но в то же время уступающее ему из-за своей неразумности и бессознательности.

В культуре трикстер ведет провокационные действия, за которыми следуют конфликты, а затем принимаются новые нестандартные решения. Это дает своего рода творческий импульс для нового витка развития человечества. Сущность трикстера имеет две ипостаси – «божественного культурного героя и божественного шута» [Радин: 181], а культура является вторичной по отношению к его желанию «выразить и развить самое себя» [Радин: 181].

Целью данной работы является обнаружение в фольклорном образе лисы черт и моделей поведения, присущих трикстеру как архетипическому герою мифа. В качестве основы исследования взят образ лисы в русских сказках о животных.

Лиса выступает в роли трикстера в фольклоре многих народов. Славяне считали её символом хитрости, коварства. Если рассматривать сказки о лисе в их совокупности, то мы получим цикл рассказов о плуте, в котором он предстаёт и отрицательным, и положительным персонажем, обманывает и в то же время сам оказывается обманутым. Многие проделки лисы и сюжеты, в которые она попадает, перекликаются с теми, что представлены в историях о Ваджункаге, трикстере племени виннебаго, и с действиями трикстеров других народов.

Задачами работы являются следующие:



  • обозначить наиболее репрезентативные черты, характерные для архетипа трикстера;

  • сопоставить характерные черты лисы в сказке с чертами и поведенческими моделями трикстера.

Для решения задач данной работы необходимо обозначить общие характерные черты феномена трикстера, выявленные на основе книги П. Радина «Трикстер. Исследование мифов северо-американских индейцев» [Радин], и ряд ролей, в которых он раскрывается.

Характерными чертами можем считать следующие:



  • бессознательность;

  • амбивалентность;

  • передача людям сакральных знаний;

  • лиминальность;

  • хитрость и креативное мышление;

  • способность к трансформации, оборотничество, пародийность;

  • непредсказуемость;

  • стремление к утолению голода;

  • животное начало;

  • нарушение границ норм морали, табу;

  • неприятие частей тела;

  • тяготение к тому, чтобы придать действию художественный эффект. Этой характеристикой обладают более поздние трикстеры.

Указанные черты раскрываются в таких ролях как:

  • шут;

  • сакральная креативная сила;

  • провокатор;

  • плут;

  • даритель;

  • создатель;

  • вестник.

В результате сбора сведений и анализа материала было выявлено, что лиса русских сказок о животных является носительницей ряда черт и характеристик, свойственных трикстеру. Многие мотивы и сюжеты лисьего плутовства сходны или перекликаются с поведением трикстера в аналогичных ситуациях, однако материал русских сказок представляет сюжетную историю о лисе фрагментарно, не являясь развёрнутым циклом, как у некоторых других народов, имеющих сложившийся и укоренившийся в культуре эпос о персонаже-трикстере. Например, у лисы в русской сказке сложно заметить явные черты демиурга или андрогина, которые отражали бы двойственность натуры трикстера и на физическом уровне. Однако по косвенным признакам и по опоре на распространённые сюжеты о трюкачах мы можем догадываться о наличии черт, прямых ссылок на которые русская сказка не даёт, а, возможно, ранее обладала ими, но не сохранила до нынешнего времени.

Поскольку лиса – это зооморфный трикстер, то основной причиной, побуждающей её к коварным поступкам, является голод. Она одурачивает других персонажей сказки, но бывает и сама одурачена кем-то более хитрым и ловким. В этом кроется «универсально-комическая традиция» [Костюхин: 33], без обращения к которой нельзя понять сказку о животных. Мотив неприятия своих частей тела отразился в сказке о лисе и собаке. В сказках о лисе-повитухе, лисе-исповеднице и лисе-лекарке отчётливо видны мотивы сатиры на конкретные слои общества или свойства характера. Как типичный трикстер, она высмеивает определённое поведение или устоявшийся порядок. Такое пародийное начало связано «с глубоко значимым осознанием недостаточности – бреши, “прорехи”, которую традиционными средствами уже “не залатать”» [Чернявская: 46]. Мотив поедания внутренностей, характерный для многих сюжетов о трикстерах и представляющий собою специфическую реализацию темы утоления голода, нашёл отражение в сказке «Звери в яме». Дополняют образ лисы-трюкача и такие сюжеты, в которых она помогала другим персонажам, например, девочке, овце. Ведь порой трикстер может выполнять функцию дарителя, благодетеля.



Первостепенная функция трикстера заключается в демонстрации глубинных человеческих побуждений. Его роль двояка, как и его природа, он сочетает в себе упорядочивание и хаотичность. Постепенно люди окружают себя предрассудками, и тогда появляется трикстер, балансирующий на границе противоположностей и крайностей, и переворачивает отжившие, но еще прочно стоящие представления.

Литература

  1. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.

  2. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979.

  3. Радин П. Трикстер. Исследование мифов северо-американских индейцев. СПб., 1999.

  4. Чернявская Ю.В. Трикстер, или путешествие в Хаос // Человек. 2004. № 3.
    С. 37–52.

Каталог: archive -> Lomonosov 2018 -> data
archive -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
archive -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
archive -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
archive -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница