Личное имя в коммуникативном аспекте (на материале обращений в студенческой среде)



Скачать 324.03 Kb.
страница1/3
Дата09.07.2018
Размер324.03 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ПОПОВА Евгения Ивановна


ЛИЧНОЕ ИМЯ В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЩЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ)

Специальность 10.02.01 – русский язык



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Смоленск – 2009

Работа выполнена на кафедре русского языка

ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор И.А. Королева


Официальные оппоненты: доктор филологических наук

профессор В.В. Леденева

кандидат филологических наук

доцент О.А. Головачева


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижегородский

государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»
Защита состоится « » ___________ 2009 г. в 14-00 в зале Учёного совета на заседании диссертационного совета Д 212.254.01 при ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет» по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СмолГУ.


Автореферат разослан « »____________2009 г.


Учёный секретарь диссертационного совета Н.А. Максимчук

доктор филологических наук, профессор



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию фрагмента коллективного речевого портрета современного студенчества на материале функционирования личных имен в студенческой среде.

Актуальность исследования. Выбор темы обусловлен тем, что в последние годы в современном языкознании на первое место выходит антропоцентрический подход в изучении любого явления. В центре исследований – человек, его личностные характеристики и особенности. В этом свете любые антропонимические работы приобретают актуальность. Особый интерес вызывает исследование личных имен – главных идентификаторов индивидуума в социуме. Изучение антропонимов в коммуникации приобретает дополнительную значимость, так как личностные параметры человека наиболее ярко реализуются в различных сферах общения.

Именно бытованием во всех сферах человеческой жизни и деятельности объясняется универсальность имен собственных. Выбор той или иной формы личного имени играет большую роль для организации бесконфликтного общения, коммуникации на высоком уровне. Зачастую выбор определенного антропонима приобретает особое значение при несоответствии формы обращения типичным ситуациям ее использования. Поэтому при анализе применения конкретной формы именования следует учитывать все нюансы ее употребления, а для этого необходимо изучать живую речь коммуникантов с конкретной реализацией их социальных отношений.

Помимо того, что личное имя выступает в качестве индикатора взаимоотношений людей, оно также является показателем национально-культурной специфики общения.

Изучение современной студенческой среды в коммуникативном аспекте актуально именно благодаря особенностям речевого взаимодействия в этой социальной группе, которые, несомненно, проявляются и в выборе имен и их форм в общении. Мы рассмотрели речевой портрет современного студенчества фрагментарно, на уровне личных имен, но это показатель очень значимый. Употребление личных именований в той или иной коммуникативной ситуации во многом определяется владением коммуникантами правилами этикета, выступает в качестве показателя культуры речи и культуры личности студентов, а следовательно, и культуры общества в целом, поскольку студенчество – это социальная группа, для которой характерно включение деятельности ее представителей практически во все сферы общения.

В последнее время в связи с тем, что вопросы культуры личности, культуры общества выходят на первый план, уделяется большое внимание проблемам, связанным с этикетом (имеется в виду и форма выражения отношений, и культура личности). Однако, несмотря на тот факт, что значение антропонимов в этикете сложно переоценить, личное имя в коммуникативном аспекте практически не исследовано: есть лишь отдельные статьи, намечающие это направление. Именно поэтому наша работа носит актуальный и перспективный характер.

Цель нашего исследования состоит в изучении личного имени в коммуникативном аспекте (на примере функционирования имен в современной студенческой среде).

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать материал для исследования методом анкетирования и интервьюирования.

2. Проанализировать лингвистические, психолингвистические, социолингвистические и культурологические параметры коммуникации, факторы, оказывающие влияние на речевое поведение коммуникантов.

3. Комплексно (в качественно-количественном рассмотрении) исследовать репертуар имен студенческой среды, опираясь на полученные результаты.

4. Показать особенности функционирования личных имен и их форм в студенческой речевой коммуникации.

5. Выявить роль различных антропонимов в речевом этикете, в обращениях, отметить зависимость употребления личных имен от уровня культуры личности коммуникантов.

6. На основании анализа личных имен составить фрагмент речевого портрета языковой личности современного студента.



Объектом исследования является репертуар личных имен, используемых в коммуникации студентами Смоленского государственного университета. Сравнение объекта проведено на уровне анализа имен студентов других вузов города Смоленска.

Предмет исследования  антропонимические и социокультурологические процессы, выявленные при изучении бытования личных имен в студенческой речевой коммуникации.

Источники исследования. Методом анкетирования проводился опрос об употреблении личных имен и их форм среди студентов Смоленского государственного университета. Анкетировались студенты пятого курса, которых характеризует частичный переход от студенческой деятельности к профессиональной. Проанкетировано 645 студентов всех факультетов, собран фактический материал. В нашем распоряжении 645 анкет.

Для сопоставления проводилось анкетирование и прямое интервьюирование студентов выпускных курсов других вузов города Смоленска (352 анкеты).



Материал исследования. Таким образом, в нашей картотеке насчитывается 6015 антропонимов. Мы считаем, что данный материал отражает специфику общения студентов города Смоленска и позволяет проанализировать бытование личных именований в современной студенческой речевой коммуникации.

При анализе материала использовались следующие традиционные методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, статистический.1



Научная новизна предлагаемой диссертации определяется целями и задачами исследования, поставленными и решенными в работе:

1. Впервые на материале анкетирования и прямого интервьюирования изучается репертуар личных имен современного студенчества, выявляются особенности употребления различных антропонимов в современной студенческой коммуникации. Делается попытка определить особенности студенческого дискурса.

2. Также впервые на примере обращений дается анализ фрагмента коллективного речевого портрета такой значимой для современного социума социально-возрастной группы, как современное студенчество.

3. В работе представлен материал, позволяющий проанализировать (в заданном ракурсе – исследовании личных имен) речевую культуру современного студенчества в соотношении с внутренней культурой личности и культурой общества в целом.



Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что предложенный в работе подход к изучению коммуникации в определенной социально-возрастной группе через создание фрагмента речевого портрета современного студента на материале обращений может быть использован для исследования речевых портретов других языковых личностей.

Результаты работы пополнят теоретические исследования по ономастике, психолингвистике, социолингвистике, культуре речи, речевому этикету.



Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования могут быть применены при разработке вузовских лекционных курсов, посвященных проблемам ономастики, культуры речи, в спецкурсах по психо- и социолингвистике, по речевому этикету.

Собранный материал и его анализ позволяет сделать определенные выводы о культуре современных студентов (которые являются неотъемлемой частью общества, его будущего), дает возможность использовать выводы в воспитательных целях. Материалы работы могут составить часть обобщающего социолингвопсихологического труда о личности современного студента.



Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодных научных семинарах аспирантов Смоленского государственного университета (2005 – 2008), на Седьмых Поливановских чтениях (Смоленск: СмолГУ, 2005), Восьмых Поливановских чтениях (Смоленск: СмолГУ, 2007), международной научной конференции "Смоленские говоры в лингво-культурологическом контексте" (Смоленск: СмолГУ, 2005), научно-практической конференции "Профессиональная компетенция учителя в инновационных образовательных процессах" (Смоленск: СмолГУ, 2006), научном лексикографическом семинаре, посвященном творческой деятельности А.Н. Тихонова (Смоленск: СГУ, 2006), Международной научной конференции "Культура и письменность славянского мира" (Смоленск: СмолГУ, 2006), Международных научно-практических конференциях ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ (Москва, 2007  2008 гг.), научно-практической конференции "Язык и культура" (Смоленск: СмолГУ, 2007), 17-ой Международной научно-практической конференции "Культура и письменность славянского мира" (Смоленск: СмолГУ, 2008), межвузовской научно-практической конференции "Ономастика в Смоленске: проблемы и перспективы исследования" (Смоленск: СмолГУ, 2008), на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры русского языка Смоленского государственного университета. На этой же кафедре обсуждалась диссертационная работа в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Объект изучения речевой коммуникации  языковая личность, всестороннее рассмотрение которой способствует объединению различных смежных дисциплин и развитию антропоцентризма в науке.

2. В вопросе организации межличностных отношений коммуникантов важен комплексный подход, позволяющий создать своеобразное лингво-, психо-, социо- и культурологическое единство изучения личности.

3. Социальная коммуникация в студенческой среде обуславливает выбор определенных языковых средств, с помощью которых воссоздается коллективный речевой портрет современного студенчества. Фрагментом этого портрета являются обращения, свидетельствующие об уровне внутренней культуры человека в соответствии с эталоном этикетного общения.

4. Личные имена в речевой коммуникации универсальны, то есть могут располагать широким диапазоном экспрессивно-стилистических оттенков, позволяющих регламентировать отношения между общающимися.

5. Современная студенческая среда  традиционная устойчивая социально-возрастная группа  имеет уникальные особенности речевого поведения, проявляющиеся на всех уровнях, в частности  в сфере употребления личных имен.



Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографического списка. Полный объем диссертации составляет 172 страницы. Библиографический список включает 191 наименование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, его источники и материалы, указываются методы, описывается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, апробация работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.


В первой главе  "Речевая коммуникация и ее лингвопсихологические и лингвосоциологические характеристики" – излагаются основные теоретические вопросы, связанные с коммуникацией, дается ее общая характеристика, рассматриваются психолингвистические и социолингвистические параметры коммуникативного процесса, уделяется внимание проблеме речевого этикета. Подробно анализируются такие понятия, как "речевой портрет", "языковая личность".

Слово "коммуникация" происходит от латинского "communico", что означает "делаю общим, связываю, общаюсь", а следовательно, наиболее близким к нему по значению является русское слово "общение". В данной работе термин "коммуникация" используется именно в таком смысле.

Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами, однако в силу своей универсальности вербальная коммуникация для человека является основной. С точки зрения А.А. Леонтьева, речевая деятельность – это некоторая абстракция, которая не соотносится непосредственно с "классическими" видами деятельности. В форме отдельных речевых действий она обслуживает все виды деятельности [Леонтьев 1997]. В соответствии с предметом нашего исследования мы рассматриваем только вербальный аспект общения.

Развитие всемирной компьютерной сети Интернет в конце XX века обусловило появление понятия "виртуальная коммуникация". "В каком-то смысле сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации. В то же время те возможности, которые она открывает именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем".2

Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных для человечества, именно поэтому коммуникация изучается многими дисциплинами антропоцентрического направления, среди которых важное место занимают психолингвистика и социолингвистика. "Общим объектом, который объединяет науки, составляющие антропоцентрическую парадигму современного языковедения, стала языковая личность, то есть человек в его способности к коммуникации".3

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе, в результате чего в лингвистику вошло такое понятие, как "речевой портрет". "Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности".4 "В речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ совокупности этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной общности, в частности, современного студенчества".5

Коммуникация  это сложный процесс, в центре которого находится личность, реализующая в процессе общения свои различные стороны, в первую очередь  психологические особенности. Эффективность, успешность речевого общения напрямую зависит от навыков речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит показателем общей культуры человека. Психологическая культура рассматривается в контексте сфер деятельности, с учетом национальных, возрастных и других особенностей. Психологическая культура во многом определяет успешность включения личности в социальную жизнь общества [Лужбина 2002]. Именно от уровня психологического развития коммуникантов зависит способность организовывать общение на высоком уровне (бесконфликтное, с соблюдением правил этикета), налаживать контакты и пр.

В отличие от психологических особенностей личности, социальные параметры коммуникации действуют извне, но, несмотря на это, оказывают большое влияние на речевое поведение коммуникантов, задают особенности выбора языковых средств. Среди параметров социальной ситуации, воздействующих на дифференцированное использование языка, выделяется обстановка коммуникативного акта и ролевые отношения его участников. Наряду с этим можно говорить о гендерных чертах общения, однако их рассмотрение должно происходить одновременно с рассмотрением социальных, возрастных, этнических и других особенностей.

Определенные коммуникативные ситуации требуют следования принятым в обществе правилам поведения. Безусловно, сейчас очень большое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с этикетом. Несмотря на роль имен в этикете, в обращениях, в назывании, эта проблема мало разработана. Наша работа восполняет этот пробел.

В качестве показателя социального статуса и языковой личности говорящего, культуры этой личности выступает используемая им форма обращения. Вследствие того, что в России на данный момент не существует единой общепринятой формы обращения, многие задачи, на нее возлагаемые, решаются с помощью антропонимов.



Каталог: files -> doc
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Проект обществознание
doc -> 1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права
doc -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
doc -> Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
doc -> Темы и содержание обязательной специальной подготовки врачей и среднего медицинского персонала по го чс в Кировской гма
doc -> Программа «Социальная философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница