Левичев Олег Федорович к п. н., доцент ирооо



Скачать 257.81 Kb.
страница1/5
Дата28.01.2018
Размер257.81 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

Левичев Олег Федорович к.п.н., доцент ИРООО

УДК 159.9.018

Аннотация: в статье рассматривается возможность применение "сквозных законов" в дидактике при сохранении их симметрии. Дано определение закону сохранения информации для теории обучения. Представлен механизм закона сохранения информации, состоящий из этапов: новизна, преемственность и инертность. Прописаны требования для успешной реализации закона сохранения информации.

Ключевые слова: дидактика, закон сохранения информации, принцип законности.

Modern didactics : law of the conservation to information

the modern didactics : law of the conservation to information abstract: in article is considered possibility using "end-to-end laws" in didactics at conservation of their symmetries. It Is Given determination law conservations to information for theory of the education.The Presented mechanism of the law of the conservation to information, consisting of stage: novelty, receivership and inertia. The Prescribed requirement for successful realization of the law of the conservation to information keywords: law of the conservation to information, didactics, principle to legality.

Современная дидактика: закон сохранения информации.

                                                "От законов природы никуда не укроешься".


                                                  
                                                                                Менандр IV век до н.э.

Природа осуществляет всегда наилучшую из всех возможностей”.

Аристотель

Только заблуждение нуждается в искусственной поддержке, истина может стоять одна.

Восточная мудрость.

       Слово "кибернетика"* возникло в Древней Греции. Впервые его произнес задолго до нашей эры философ Платон, произведя его от греческого слова "кибернус", что означало "кормчий".    В середине ХХ века новый смысл в это понятие вложил математик Н. Винер. И кибернетика стала - наукой об управлении сложными динамическими системами и процессами. Объектом изучения этой науки являются системы любой природы, способные воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать её для управления и регулирования. Система* (с греческого: составленное из частей, соединение) является одним из основных понятий кибернетики.

       Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, и их комплексах, - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс. Норберт Винер обосновал необходимость подхода к "Информации" как к общему явлению, имеющему значение для существования природы, человека и общества.[31]

Законы и закономерности кибернетики как науки преобразования и использования информации, стали частично использоваться и в педагогике, например, кибернетические закономерности в дидактике:[8]

1. Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

2. Качество знаний зависит от эффективности контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обуче­ния:

где N — число наблюдаемых оценок, а — число учащихся, под­вергнутых инспектированию, S — число уроков по учебному плану за инспектируемый период (Г.В. Воробьев).

3. Качество обучения прямо пропорционально качеству уп­равления учебным процессом.

4. Эффективность управления находится в прямой пропор­циональной зависимости от количества и качества управляю­щей информации, состояний и возможностей учащихся, вос­принимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.

5. Продуктивность обучения повышается, если модель дей­ствия, которое необходимо выполнить, — “программа движе­ний” и ее результаты — “программа цели” опережают в мозгу саму деятельность (П.К. Анохин).

Особенно актуально использование законов кибернетики, на наш взгляд, в создании обновленной теории обучения, где субъекты образовательного процесса так же воспринимают, хранят и перерабатывают информацию для своего использования.

Дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая на­учное обоснование его содержания, методов и организаци­онных форм. Дидактика как педагогическая теория должна дать ответ на вопрос: "Как протекает обучение, какие свойственны ему законы?"

Процесс обучения, в который протекает во времени и пространстве, следовательно, законы времени, пространства и причинности, возможно, использовать для эффективного обучения. Учителя и ученики являются субъектами образовательного процесса, субъектность человека говорит о том, что он активно участвует в преобразовании окружающей действительности, сам выбирает методы приемы, средства обучения и использует их. Т.е. ученик, получая информацию от учителя на уроке, должен ее сохранить. Процент сохранения информации (качество, количество запоминания), зависит от осознанной деятельности данного ученика, а не реализуемых педагогических технологий учителем. Встает вопрос: “Может ли ученик сохранить полученную информацию в сознании, если он и понятия не имеет, какие педагогические технологии реализует педагог в отношении его развития? Если он не представляет, как применять методы сохранения информации в своем сознании?”

Встает проблема: Педагог научился преобразовывать информацию (учебную материал) при помощи определенной педагогической технологией и пытается донести преобразованную им информацию до ученика. Ученик, получая данную информацию, снова ее преобразует, делает это не осознанно, интуитивно т.к. не знает механизма сохранения информации. Где субъектность ученика? На наш взгляд, субъектом он будет только тогда, когда знает и применяет закон сохранения информации, сам выбирает механизм преобразования информации, а не занимается спонтанным преобразованием преобразованной информацией или перекодированием.

Для осознанного преобразования информации учеником, педагогу необходимо организовать процесс обучения так, что бы ученик, смог задать себе вопросы: “Какие условия необходимы для эффективной реализации закона сохранения информации? Какие принципы нужно использовать на уроке для проявления закона сохранения информации? Какие методы, приемы характерны применению закона сохранению информации на учебном занятии? Когда он задаст эти вопросы и найдет на них ответ - обучение будет эффективное.

Для организации такого процесса обучения, на наш взгляд, необходимо в дидактику ввести принцип – законности. Рассмотрим его суть: термин “принцип – законности” несет идею, что использование законов в процессе обучения должно быть принципом самого обучения.

В литературе под принципом понимают и основания (принципы обоснования и объяснения). В этике принцип рассматривается как внутреннее убеждение, максима (принцип действия, мышления) задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности. [32]

Учитывая, вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование “принцип - законности” в педагогике, образовательный процесс будет представлять функционирующую по законам пространства и времени систему, где обучение тождественно законам причинности.

Попытаемся раскрыть суть нашего вывода и рассмотрим ключевое понятие - закон. "Закон – философская категория, отображающая существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся (регулярную) связь (вообще говоря, - отношение) между объектами, строением объектов, между явлениями разного рода, их формами, свойствами, процессами, состояниями и функциями. В законе выражена инвариантность (постоянство) их существенных характеристик, а также их определенный изоморфизм во времени и пространстве. Закон выражает только что обрисованные связи (отношения) как между целостностями (объектами) разного рода, так и между их внутренними уровнями строения, элементами, свойствами, между действительным, возможным и невозможным, необходимым и случайным и др.

Выполнение (абсолютное и относительное) любого закона как процесса и как инварианта всегда ограничено природой объектов отношений, причинами и условиями (средой), в которых находятся объекты, о которых идет речь, свойствами и состоянием описываемых объектов, а также условиями существования / несуществования их свойств, уровней строения, состояний и отношений. В природе беспричинных законов не бывает.

На языке обыденного сознания закон – это постоянный, правильный, упорядоченный, неизменный, нерушимый, безусловный и регулярный, может быть, даже и всеобщий, а не частный ход вещей, событий, некое правило. Т.е., закон-это тот метод, та манера, те правила, которыми наше сознание воспринимает ряд явлений; весь он содержится в сознании. В действительности, наше сознание резонирует с законами пространства и времени, иначе оно не детерминировало ни одного закона из пространства во времени". [33]

Мозг человека, являясь системой управления организма, использует детерминированные законы сознанием для развития и новообразований личности субъекта. На основе этого законом называем последовательное или одновременное повторение известных явлений, сопровождаемое убеждением в регулярности их повторения, позволяющим нашему сознанию обнять общий метод всей серии явлений, а мозгу направить организм в том направлении, которое свойственно его природе или естественному развитию.

Из вышеизложенного следует, что организация образовательного процесса на основе “принцип – законности” требует иного подхода к обучению, а именно: процесс обучения должен выстраиваться на осознании причинностей, закономерностей, генетической связи, взаимодействий и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих во времени и пространстве. Такой подход философии выражается понятием "детерминация". Термин детерминизм происходит от лат. determino (определяю). К числу всеобщих категорий детерминизма относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, закон и др.

Основываясь на идеи детерминизма, мы считаем, что “принцип - законности” дополнит и систематизирует методы обучения в дидактике согласно “сквозным законам”, которые необходимо использовать. В свое время, подчеркивая историчность обнаружения единства законов разных предметных областей в рамках физики, И.В. Кузнецов сделал акцент также на обнаружении именно их единства. Он писал: “Имеется ряд “сквозных законов”, общих не только с “соседними”, непосредственно сменяющими друг друга теориями, но и всеми вообще физическими теориями. Такими являются, например, закон сохранения и превращения энергии, законы сохранения импульса и момента количества движения”. [13,с 25]

Данную идею “сквозных законов” возможно, экстраполировать на область дидактики, а именно использовать ее как методологическую основу в построении научной теории обучения.

В пользу нашего замысла, можно привести пример: Допустим, мы хотим рассчитать движение молекул в газе на основе ньютоновских законов движения. Мы составляем программу, по которой компьютер будет вести счет; в ней предусмотрено, как будут изменяться скорости молекул, когда они столкнутся друг с другом. Эта программа есть описание молекул газа в потенции. Она содержит полную информацию, управляющую движением нашей системы, но ничего не говорит о конкретном движении каждой из молекул газа. В программе ничего не говорится о том, когда именно будут сталкиваться молекулы, в ней лишь предуказывается, что будет происходить, коль скоро они столкнутся.

Эти моменты столкновений будут определяться, когда программа будет запущена в счет, когда она будет реализовываться компьютером. Только прослеживая движение каждой молекулы шаг за шагом - в соответствии с заданными в программе рецептами (т.е. заданными нами законами), компьютер установит моменты столкновений молекул и тем самым опишет их конкретные движения в пространстве и времени. Из данного примера, можно сделать вывод: процесс обучения также можно выстроить по сквозным законам (в нашем случае это закон сохранения информации) и знать, а не предполагать, какие новообразования происходят или будут происходить учащихся в процессе сохранения информации.

Под законами сохранения в науке понимают - фундаментальные физические законы (закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения массы, закон сохранения механической энергии, закон сохранения момента импульса, закон сохранения электрического заряда), согласно которым при определенных условиях некоторые физические величины не изменяются с течением времени.

Под информацией мы понимаем не любые сообщения, передаваемые в субъект – субъектных или объект - субъектных отношениях в процессе обучения, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации, т.е. ученика. Чем больше уменьшается эта неопределенность в сознании субъекта, тем больше снижается минимум информации, который необходимо получить, чтобы ликвидировать неопределенность прогнозируемой деятельности по решению проблемных ситуаций на уроке.

Следовательно, закон сохранения информации для теории обучения можно выразить так, информация сохраняется в сознании субъекта до тех пор, пока процесс преобразования новой информации, не снизит уровень неопределенности понимания изучаемого объекта.

Обозначим, что учитель на уроке передает ученикам вторичную информацию. Содержание вторичной информации в человеческом обществе – это знание об окружающем нас мире, определяющее поведение человека, т.к. опираясь на эти знания, человек взаимодействует с остальной природой. Сама эта природа в виде формы (структуры) окружающих нас вещественных тел и их движения представляет собой первичную информацию.

В теории связи, информация выступает в виде различных сообщений: например, букв или цифр, как в телеграфии, или непрерывной функция времени, как при телефонии или радиовещании, но в любом из указанных примеров в конечном итоге задача состоит в передаче смыслового содержания человеческой речи.

В свою очередь, смысловое содержание речи преподавателя на уроке, может быть представлена: в звуковых колебаниях, в письменном изложении, жестах и мимике. На это удивительное свойство этого вида информации – представлять одно и то же смысловое содержание в самом различном физическом виде – обратил особое внимание исследователей У. Эшби. Это свойство вторичной информации называется кодированием. Для того чтобы общаться с другими людьми, человеку приходится постоянно заниматься кодированием, перекодированием и декодированием[25;26].

Так, учитель, обучая учеников, ставит цели и задачи урока, использует инновационные технологии обучения – все это сжатие информации, которая во время урока развертывается. Обучая школьников важно понимать: как можно передать информацию с наименьшей потерей. В педагогике для лучшего усвоения учебного материала разработаны методы обучения.

Существуют 3 метода обучения: пассивный, активный, интерактивный[34]. См.рис.1. Схема.1,2,3.



  1. пассивный – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  1. активный – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);




  1. интерактивный – взаимодействие. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Как видим из представленных методов, в них нет даже намека на понимание механизма сохранения информации в сознании субъекта.

Например, метод активного обучения: учащийся выступает "субъектом" обучения. При помощи этого метода учащийся должен усваивать учебный материал. Но сам по себе метод не даст результата, т. к. учащийся не знает, как в процессе его активности, происходит сохранение информации? А ради этого сохранения информации он и проявляет активность. Знает ли педагог – как в процессе активности ученика сохраняется информация? Мы считаем, что применяемый метод активного обучения реализуется субъектами образовательного процесса - не осознанно. Если быть еще конкретнее, то активность субъектов образовательного процесса без осознанности механизма сохранения информации в сознании одного из них похоже на дрессуру (под которой часто понимают процесс формирования навыка), а не на обучение.
Обратим внимание на речь в процессе реализации метода обучения. Учитель, используя буквы в определенной последовательности и озвучивая их, кодирует информацию. Эту кодированную информацию ученики должны запомнить. Зададим вопрос: Кодирование передаваемой информацию (в звуковых колебаниях, в письменном изложении, жестах) в виде определенной последовательности влияет на ее сохранение или нет?

Отвечая на данный вопрос, обратимся к К. Шеннону. К. Шеннон, заметил, что при передаче словесных сообщений частота использования различных букв алфавита не одинакова: некоторые буквы используются очень часто, другие - редко. Существует и определенная корреляция в буквенных последовательностях, когда за появлением одной из букв с большой вероятностью следует конкретная другая.   

 Значит педагог, может кодировать информацию, таким образом, что она будет снижать неопределенность понимания и легче усваиваться учеником. Поэтому, мы можем предположить, что объяснять ясно, понятно и доступно это значит кодировать информацию по определенным правилам соответствующим закону сохранения информации. Постараемся объяснить закон сохранения информации, на простом примере[35].

"Вообразите, что мать оставляет в комнате ребенка с 28 кубиками, которые нельзя сломать. Ребенок играет с кубиками целый день, и мать, вернувшись, обнаруживает, что кубиков по-прежнему 28 - она следит за сохранением кубиков! Так продолжается день за днем, но однажды, вернувшись, она находит всего 27 кубиков. Оказывается, один кубик валяется за окном - ребенок его выкинул. Рассматривая законы сохранения, прежде всего нужно убедиться в том, что ваши предметы не вылетают за окно. Такая же неувязка получится, если в гости к ребенку придет другой мальчик со своими кубиками. Ясно, что все это нужно учитывать, рассуждая о законах сохранения.

В один прекрасный день мать, пересчитывая, обнаруживает всего 25 кубиков и подозревает, что остальные 3 ребенок спрятал в коробку для игрушек. Тогда она говорит: "Я открою коробку". "Нет, - отвечает он, - не смей открывать мою коробку". Но мама очень сообразительна и рассуждает так: "Я знаю, что пустая коробка весит 50 г, а каждый кубик весит 100 г, поэтому мне надо просто-напросто взвесить коробку". Затем, подсчитав число кубиков, она получит: Число видимых кубиков + (Масса коробки-50 г) /100 г - опять 28. Какое-то время все идет гладко, но потом сумма опять не сходится. Тут она замечает, что в раковине изменился уровень грязной воды. Она знает, что если кубиков в воде нет, то глубина ее равна 15 см, а если положить туда один кубик, то уровень повысится на 0,5 см. Поэтому она добавляет еще одно слагаемое: Число видимых кубиков + (Масса коробки-50 г) /100 г + (Уровень воды - 15 см) / 0,5 см и снова получается 28. Ребенок становится все более изобретательным, а мать не уступает ему, добавляя все новые и новые слагаемые, которые соответствуют кубикам, но с математической точки зрения представляют собой абстрактные числа, потому что самих кубиков не видно. В чем сходство между сохранением кубиков и сохранением информации и в чем различие. Для начала предположим, что ни при каких условиях вы не можете видеть кубики. Слагаемое "число видимых кубиков" всегда отсутствует. Тогда мать будет складывать множество слагаемых, таких, как "кубики в коробке", "кубики в воде" и т. д. Кубиков информации, насколько нам известно, вообще нет. Кроме того, в отличие от кубиков количество информации не обязательно выражается целым числом. Бедная мама может получить в одном слагаемом 6 1/8 кубика, в другом - 7/8, в третьем - 21 кубик, что по-прежнему составляет в сумме 28. Так обстоит дело с информацией."

Мы установили, что для закона сохранения информации, в нашем понимании, у нас есть схема с целым набором правил. Согласно каждому из этих правил, мы можем вычислить значение для каждого из видов информации. Следовательно, информация - это еще и организованное по определенным правилам пространственное размещение материи. Что это за правила и в какой деятельности они должны проявляться?

Психолого - педагогические эксперименты показали, что при разовом выполнении определенного вида учебной деятельности информация сохраняется в памяти: 10% при чтении; 20% при помощи слуха; 30% при помощи зрения; 50% при помощи слуха и зрения; 70% при помощи слуха, зрения и обсуждения ; 90% в деятельности. Следовательно, память не существует сама по себе, она формируется и проявляется в том или ином виде человеческой деятельности. Тот или иной вид человеческой деятельности и есть кодирование информации посредством создания определенных правил сохранения информации.

Так, содержанием "словесно-логической памяти являются мысли, понятия, словесные формулировки. Именно ей принадлежит ведущая роль в процессе усвоения новых знаний при обучении.




Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница