Лев шестов афины и Иерусалим



Скачать 238.97 Kb.
Pdf просмотр
страница1/15
Дата11.03.2018
Размер238.97 Kb.
ТипРассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




ЛЕВ ШЕСТОВ
Афины и Иерусалим
(фрагмент)
V О Сократе, который сам никогда не писал, мы знаем только по рассказам его учеников, Платона и Ксенофонта, и людей, живших после него и передававших нам сведения о нем, полученные из вторых рук. Но все, что для нас осталось неясным, спорным или недоговоренным в учении Сократа, мы можем дополнить по сочинениям
Спинозы. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что в Спинозе вновь возродился Сократили даже что Спиноза был вторым воплощением Сократа. Шлейермахеру, который, по словам Дильтея, был величайшим после Лютера немецким теологом, принадлежат всем известные замечательные слова о Спинозе: «Opfern wir ehrerbietig den Manen des heiligen, verstossenen Spinoza...» и т. д. (благоговейно принесем жертву тени святого, изгнанного Спинозы).
1
В таком тоне древние говорили о Сократе величайший из людей, лучший из людей, праведник, святой. Если бы можно было в наше время обратиться к оракулу, он бы и о Спинозе сказал, как о Сократе, — мудрейший из людей. Киркегард упрекал философов в том, что они не живут в тех категориях, в каких они мыслят. Может быть, и есть правда в этих словах ново всяком случае, упрек этот также мало может быть обращен к Спинозе, как и к Сократу. Оба они тем именно и замечательны, что ив тех же категориях, в которых мыслили, осуществляя таким образом чудо превращения philosophia vera в philosophia optima истинная философия — лучшая философия, выражаясь словами Спинозы или, в терминах Сократа, перевоплощая знание в добродетель. У Сократа всеобщая и необходимая истина приводила к высшему благу, у Спинозы его tertium genus cognitionis, cognitio ituitiva приводило к его amor Dei intellectualis (интеллектуальная любовь к Богу) и связанному с ним высшим е (блаженство. Но ошибочно, как это часто делают, отводить основную идею Сократа и Спинозы ссылками на их интеллектуализм — так можно отделаться, но нельзя понять проблему, поглотившую собой мысли мудрейшего людей в его первом ив его втором воплощении. Об этом свидетельствует все дальнейшее развитие философии. Критика чистого разума открывается словами всякое знание начинается с опыта. Но Кант сейчас же прибавляет из этого вовсе не следует, что оно все происходит из опыта И действительно, в знании нашем есть нечто, что мы в опыте никогда не найдем, есть некий Zutat, выражаясь словами Гегеля,
3
или, если вспомните Лейбница nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse (нет ничего в интеллекте, чего не Печатается по Лев Шестов. Сочинения в х томах, М Наука, 1993.
1
С благоговением преклонитесь со мной перед тенью святого отверженного Спинозы! Его проникал высокий мировой дух. с святой невинностью и с глубоким смирением он отражался в вечном мире, и был сам его достойнейшим зеркалом он был исполнен религии и святого духа и потому он стоит одиноко и недосягаемо, как мастер своего искусства, но возвышаясь над непосвященным цехом, без учеников и без права гражданства Ш лей ер махе р Ф . Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. Пер. С. Л. Франка. Мс Критика чистого разума.
3
Zutat — добавка (нем.).
1




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница