Лекция рыночная инфраструктура региона



Скачать 435.92 Kb.
страница1/4
Дата01.08.2018
Размер435.92 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4

Лекция 8. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА


Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Задачи статистического изучения рыночной инфраструктуры в регионе.

Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. Классификация инфраструктуры по следующим признакам: по обслуживанию рынков, по отраслевому признаку, по формам собственности, по уровню развития, по функциональному признаку, по иерархии управления.

Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона. Построение систем показателей инфраструктуры потребительского рынка в регионе. Система показателей региональных товарных бирж.

Некоторые аспекты анализа рыночной инфраструктуры региона.

1. Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона.


Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.

Эти отношения охватывают не только производство, распределение, обмен и потребление внутри экономической территории, но межотраслевые и межрегиональные экономические связи.

В этих условиях, основной формой организации общественного производства является производственная инфрастуктура как самостоятельное звено общественного производства. Инфраструктура региона становится мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения. Хотя статистическая проблематика рыночной инфраструктуры всегда имела большую значимость, в экономико-статистической литературе она мало освещена.

Инфраструктура (лат.infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей.

Исходным моментом исследований экономической сущности инфрастуктуры является анализ деятельности по созданию общих условий производства, что выделяет обособленную от непосредственного процесса производства функцию и образует комплекс производственной инфрастуктуры.

Основу комплекса инфрастуктуры составляют такие отрасли как транспорт, связь, материально – техническое снабжение и заготовки. Деятельность по созданию общих условий производства многообразна, но ее объединяет в единое целое то, что она оказывает услуги производству.

Следует отметить, что отрасли и предприятия, осуществляющие техническое обслуживание, ремонт средств производства, в которых также оказываются услуги производству, не относятся к инфраструктуре, так как их функциональное назначение заключается в восстановлении стоимости различного рода средств производства, а не в обслуживании производства.

Деятельность производственной инфраструктуры направлена на ранее созданные материальные блага, электроэнергию, информацию, которые являются способами существования материи. В экономической литературе отмечено, что функциональное назначение инфраструктуры, состоящее в обеспечении общих условий производственной деятельности, определяет правомерность выделения в сложном конгломерате, который представляет собой материально- - техническую базу производства, комплекса объектов и сооружений, наделенных инфраструктурными признаками. Именно общность, выполняемых объектами инфраструктуры функций позволяет рассматривать ее в качестве определенной подсистемы экономики, призванной обслуживать экономический оборот в народном хозяйстве, все формы движения продукции от стадии производства до стадии потребления. Поэтому главным компонентом инфраструктуры следует признать материально – техническое сооружение производственных отраслей сферы обращения.

При статистическом анализе рыночного инфраструктурного комплекса необходимо исходить из того, что в современном понимании, региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных связей (материально–технических, финансово–кредитных, трудовых и информационных), обеспечивающих последовательную систему его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование. Таким образом, рыночная инфраструктура региона формирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса.

Интеграцию производственных процессов на уровне предприятий с воспроизводственным процессом в регионе обеспечиваются внутри региональными связями. В результате смены фаз воспроизводственного цикла складывается общеэкономическая система региона. При этом материально–вещественные связи опосредуют процессы воспроизводства основного и оборотного капитала; финансово – кредитные связи предопределяют движение денежного эквивалента материально – вещественных потоков, а также формирование финансовых ресурсов производственного накопления; трудовые связи обеспечивают процесс воспроизводства рабочей силы.

Межрегиональные и международные связи, являющиеся необходимой составной частью регионального воспроизводственного процесса наряду с внутри региональными связями обеспечивают его взаимодействие с экономикой страны и с остальным миром. Эти связи отражают меру участия регионов в формировании общегосударственных ресурсов, в производстве ВВП страны и влияют на формирование ресурсов региона за счет межрегионального и международного обмена. Таким образом, уровень социально–экономического развития каждого региона зависит от результатов воздействия системы вертикальных (внутренних) и горизонтальных (межрегиональных и международных) связей имеющих место в его экономике.

Вертикальные связи меняются в зависимости от особенностей исторического этапа развития страны и от уровня регионализации управленческих решений. Специфика горизонтальных связей состоит в том, что размещенные на территории предприятия региона являются не только элементами отраслевых систем, но и элементами региональной экономической системы. Вертикальные связи наиболее эффективны в том случае, если они согласуются с горизонтальными связями.

В связи с этим у предприятий при решении отраслевых задач объективно проявляется заинтересованность в комплексном и наиболее эффективном использовании услуг региональной инфраструктуры и сбалансированной инфраструктурной базы.

Рационально организованное, специализированное и централизованное обслуживание базовых отраслей, обеспечиваемое инфраструктурным комплексом, освобождает промышленные и другие предприятия от некоторых крупных затрат, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, сократить численность занятого персонала, более эффективно использовать материальные ресурсы и основные фонды. Высокоразвитая рыночная производственная инфрастуктура способствует снижению запасов сырья, полуфабрикатов и топлива, сохранению качества производимой продукции, повышению мобильности трудовых ресурсов.

Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и управляющими органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов регионального развития. Программы региональной политики, разработанные в большинстве капиталистических стран, были по существу планами оснащения инфраструктурными сооружениями отсталых в промышленном отношении территорий.

В связи с главенствующей ролью фазы производства в региональном воспроизводственном процессе соответствующее значение имеет рыночная инфраструктура в создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта производственной продукции по разным каналам сферы обращения. В функцию финансово– кредитной, информационной и экономическо-правовой инфраструктуры входит обеспечение предприятий услугами финансового, информационного и правового характера.

Совокупность материальных элементов (наличие и функционирование комплекса зданий и помещений, оснащенных необходимым оборудованием, транспортными средствами, складской сетью, средствами информации и связями и т.д.), призванных обслуживать все процессы, связанные с экономической деятельностью в регионе, образуют региональную рыночную инфраструктуру.

Создание и обеспечение высокоэффективного функционирования рыночной инфраструктуры региона связано с крупными материально-финансовыми и трудовыми затратами. В связи с этим, необходим постоянный статистический анализ состояния, развития и использования инфраструктуры. Статистическими методами необходимо вести учет наличия элементов материально-технического и трудового потенциала инфраструктуры разных отраслей экономики, оценить ее стоимость и техническое состояние, отмечать тенденции развития и структурных изменений, измерить влияние инфраструктуры на базовые отрасли производства, тем самым охарактеризовать эффективность ее использования.

При этом важно определить, где начинается и где кончается рыночная инфраструктура региона.

Рыночная инфраструктура определяется, а именно комплекс видов и сфер деятельности, обслуживающих хозяйственную деятельность – это шоссе, дороги, каналы, аэродромы, энергетическое и складское хозяйство, транспорт, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д.

Рыночная инфраструктура региона – это весьма сложная категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный и расширенный.

В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суб-отраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе.

Во втором случае, рыночная инфрастуктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально – вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка.

Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития.

Предметом изучения статистики инфраструктуры вообще, и рыночной инфраструктуры региона в частности, является характеристика вспомогательных специализированных и обслуживающих подразделений и средств, обеспечивающих основную экономическую деятельность отраслей и секторов экономики региона по производству товаров и услуг, а также обеспечивающую жизнедеятельность людей.

Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру.

Производственная инфрастуктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и обслуживающих собственно производство. Производственная инфрастуктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.

Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы.

По мере роста производительных сил роль производственной инфраструктуры неуклонно возрастает. Возникают принципиально новые виды транспорта и связи, которые развиваются не только в рамках отдельных стран, но и в международных масштабах.

Инфраструктура – необходимая предпосылка дальнейшей интенсификации производства, и решения социальных задач, связанных с удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей общества и активизацией человеческого фактора. По мере углубления международного разделения труда и развития рыночной экономики и международной интеграции.


Большое значение приобретает согласованное развитие и совершенствование взаимосвязанных элементов инфраструктуры отдельных стран, формируется, таким образом, материальная инфраструктура международного сотрудничества как совокупность национальных элементов инфраструктуры.

Международная производственная инфраструктура – это совокупность национальных элементов транспортных систем, систем информации и связи, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность и международное общение, и многие объекты и сооружения обеспечивающих охрану окружающей среды, оперативный обмен информацией метеослужб, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов. Совершенствование и развитие инфраструктуры стран создает благоприятные условия для углубления взаимного разделения труда и расширения хозяйственных международных взаимовыгодных связей.

К региональной инфраструктуре принято относить объекты, расположенные на некоторой ограниченной территории и обеспечивающие предприятия материального производства, организации и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории услугами по транспортировке и хранении продукции, передача информации, перемещению людей, снабжению материальными ресурсами, в том числе водой, теплом, газом, электроэнергией.

Региональная инфраструктура включает объекты как магистральной, так и местной инфраструктуры. При этом она остается элементом в системе хозяйственных межрегиональных связей, оставаясь важным районным образующим фактором. Это двойственность во многом определяет характер функции и объемы работ, выполняемых инфраструктурными объектами, расположенными на данной территории, меру участия в ее развитии, экономические отношения с потребителями инфраструктурных услуг.

Развитие рыночной инфраструктуры региона – как и развитие инфраструктуры всей экономики – вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для развития бизнеса. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил общества на всех этапах его развития. Недостаточно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры во многих регионах России является причиной низкой деловой активности региональных рынков. Современный этап развития экономики предполагает наличие технически оснащенных торгово-складских комплексов, информационных сетей, прогрессивных средств осуществления финансово – кредитных расчетов и т.д. [38].

Экономико-статистическое анализ функционирования рыночной инфраструктуры требует четкого определения объекта и предмета ее статистического исследования; классификации ее отраслей, подотраслей и сфер деятельности; разработка инструментария измерения уровня, структуры и динамики производственного потенциала инфраструктуры и её использования; разработки методов и приемов установления и анализа соответствия структуры пропорции и пропорций отраслей инфраструктуры объему продукции отраслей основного производства региона; определение влияния производственной инфраструктуры региона на развитие базовых отраслей материального производства, на интенсификацию производства её эффективности.

Рассмотрение экономической сущности и значения рыночной инфраструктуры региона позволяет определить основные задачи региональной статистики в ее изучении:


  • разработка методологии статистического исследования рыночной инфраструктуры региона, разграничение объекта и предмета статистики инфраструктуры, составление научно – обоснованной системы статистических показателей (измерителей) региональной рыночной инфраструктуры, установление источников информации и разработка алгоритмов расчета показателей, непрерывное совершенствование данной системы;

  • сбор информации о численности предприятий и организаций, нуждающихся в инфраструктуре, а также о наличии и состоянии вспомогательных и обслуживающих подразделений и средств инфраструктуры в регионе, обработка данной информации соответствующим образом для анализа и прогнозирования;

  • изучение типологии и организации рыночной инфраструктуры региона, характеристика условий и факторов, определяющих потребности в развитии инфраструктуры, прогнозирование потребностей в основных видах и элементах инфраструктуры региона;

  • оценка и анализ, наличие, структуры и динамики производственно-технического и трудового потенциала инфраструктуры региональных рынков: рынка товаров и услуг, финансово–денежного рынка, внешнеэкономического рынка, рынка рабочей силы, информационного рынка и т.д.;

  • оценка, анализ и прогнозирование обеспеченности региона предприятиями и организациями рыночной инфраструктуры по элементам и в пространстве;

  • анализ территориального размещения предприятий рыночной инфраструктуры в регионах России и его влияние на развитие отраслей экономики регионов;

  • расчет и анализ показателей эффективности использования рыночной инфраструктуры региона, исследование факторов, влияющих на эффективность и результативность использования потенциала рыночной инфраструктуры с использованием статистико-математических моделей региональной статистики;

  • оценка и анализ обеспеченности населения региона социально-бытовой инфраструктурой;

  • анализ пропорций между основным производством и производственной инфраструктурой, с одной стороны; уровнем жизни населения и социальной инфраструктурой, с другой.

Такой анализ осуществляется путем сравнения темпов роста объема производства товаров, нуждающихся в услугах инфраструктуры, и темпов роста емкости специализированных складов, холодильников, мощностей перевозки и др.

Соотношения между основным производством и производственной инфраструктурой выражаются в виде пропорций и коэффициентов опережения следующего типа: соотношение между ростом продукции базовых отраслей и объемом инфраструктурных услуг по видам, ростом капитальных вложений в том же разрезе, соотношение между закупками сельскохозяйственной продукции и емкости хранилищ (по видам) и др.

Для решения перечисленных задач статистики рыночной инфраструктуры региона используется соответствующая система показателей, которая строится на основе качественного анализа, который, в первую очередь, предполагает классификацию видов, типов и форм рыночной инфраструктуры.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница